Покоряем Турист-Трофи на Peel P50

“И тут в шпильке я делаю уши, – рассказывает мне Джордж Джеллинг. – Вылезаю, переворачиваю автомобиль и еду дальше... А на спуске к Дугласу взрывается мотор. Еще бы, высшая передача, полный ход. Разогнался я тогда километров до восьмидесяти, наверное”. У Джорджа шапка сливочно-белых волос, в Peel Engineering он работал начальником цеха. И судя по рассказу, подрабатывал пилотом заводской команды.

Мы стоим на набережной города Пил на острове Мэн, где празднование полувекового юбилея марки идет полным ходом. Открыли стекловолоконную памятную плашку, Джордж (оставив попытки пройти быстрый круг по трассе Турист-Трофи) водит экскурсии по обветшавшим цехам, два парня вывесили из окон верхнего этажа баннер, а под ним выстроились восемнадцать Peel. Люди делятся воспоминаниями, пьют чай, и я получаю выговор от одного владельца за то, что передвинул автомобиль без его ведома.

Оглядываясь назад, я думаю, что он был прав. Но когда автомобиль всего 1,4 метра в длину и весит меньше, чем я сам, как-то трудно считать его автомобилем. Скорее газонокосилкой или холодильником. Бытовой техникой. Поэтому я его поднял и переставил. А хозяин обвинил меня в неуважительном отношении и предупредил, что сделай я еще пару шагов, это вообще был бы угон. И тут я вспомнил, что пару лет тому назад один такой автомобильчик продали на аукционе за $123 000. Что ж, не могу осуждать бдительность владельца, ведь его P50 практически золотой.

Несколько лет назад один такой продали за $123 000

Считается, что оригинальных P50 всего двадцать семь – из сорока семи выпущенных. Кто-то хотел привезти четыре машинки (у большинства владельцев их по нескольку штук). Но микроавтобус оказался без фаркопа, и две машинки пришлось оставить дома. А другие две приехали в кузове Transit. Можно впихнуть туда и три, если аккуратно расставить. Машинки приехали из Шотландии и Кента, кто-то вез свое сокровище в кузове Reliant Cub из Манчестера. Не могу представить себе более подходящую парочку. Было даже одно ископаемое. Грант Керни, президент клуба любителей Peel, поехал как-то смотреть мотоцикл и в углу гаража наткнулся на Peel. Хозяин понятия не имел, что это за драгоценность, поэтому Грант отхватил машинку за £150. И считает, что после небольшого ремонта она будет стоить £50 000.

Сжато: куда влезет Peel P50

Но история компании Peel Engineering, основанной Сирилом Кэннелом в пятидесятые годы, единственного автопроизводителя острова, не начинается и не заканчивается на P50. На самом деле компания продала больше “пузырей” Trident, чем P50. Да и вообще, автомобили не были ее главным профилем, их было выпущено всего 130 штук. Лодки и обтекатели для мотоциклов – вот чем зарабатывал Peel. Главным компонентом всех продуктов было стекловолокно. “Сирил даже построил однажды две 35-футовых яхты из стекловолокна, – говорит Крис Мэкин, славный директор Мэнского музея транспорта, – и вагон монорельса, конечно”.
– Монорельса? А что с ним случилось?
– Ничего, у меня в сарае стоит.

Такие вот истории слышишь от владельцев Peel: от одних лишаешься дара речи, другие вызывают кучу уточняющих вопросов (например: “И как он там помещается?” Видать, сарай большой). Местные говорят, что остров Мэн – рассадник изобретательства. Не спорю, но мне кажется, большинство проектов – чудачества. Хотя чудачество от изобретения отделяют только инвестиции.

Глубокий вдох, Мэрридж, сейчас как пильнешь!

Сирил Кэннел строил и гоночные карты и даже пробовал сконструировать микросамолет, который никогда не летал и теперь висит на входе в аэропорт Роналдсуэй. Остров участвует в гонке космических технологий, если верить заявлениям Excalibur Almaz. Компания приобрела старый советский космический аппарат, который списали в 1978 году. Сейчас эта штука, оставленная на платформе, на которой ее привезли, собирает пыль в Джербинском музее транспорта, между наполовину законченным стабилизатором от нерожденного воздушного судна и трамваем. Как же это все увлекательно! И люди, и их рассказы. Весь остров исключительно любопытный. Только ковырни пальцем – такие чудеса откроются.

Но мы забыли о Peel. План был прокатиться на P50 и Tridents по маршруту Турист-Трофи. Пошел дождь (даже самые страстные фанаты признают, что на мокрой дороге автомобильчики могут выкинуть финт), но двое самых верных фанатов все равно решили попробовать. Тут нужно представить Гэри. Гэри Хиллман – строитель из южного Лондона. Гэри не такой, как остальные владельцы Peel. Во-первых, он получил права на марку Peel и принял участие в деловом реалити-шоу “Логово дракона”. Не поверите, но ему дали £80 000 инвестиций. Во-вторых, он, кажется, не знает, как работает его собственный автомобиль.

Меня очень озадачило его необъяснимое нежелание разгружать Transit на виду у других владельцев. Потом я встревожился, потому что Гэри, собираясь заводить автомобиль, вынул шпаргалку. И автомобиль заводиться отказался. Мягко говоря, неудобная ситуация, потому что TopGear застраховал этот P50 на £100 000, чтобы покататься на нем по острову. Одно колесо спущено. В салоне по углам паутина. Искры нет. Мне показалось, что остальные любители закатывают глаза и фыркают, наблюдая, как Гэри суетится вокруг машины.

Короче говоря, поставили новую свечу, и с двадцать второго толкача 50-кубовый одноцилиндровый мотор DKW от скутера наконец-то чихнул, закрутился и... заглох. Пролилось много пота и мата, прежде чем я встал на старте с двумя Tridents в безупречном состоянии, чтобы пройти с ними Турист-Трофи. Сидеть в P50 невероятно удобно. В остальном он не так хорош. В тележке из супермаркета чувствуешь себя безопаснее и устойчивее. У P50 руль с передаточным отношением 1:1, до упора его можно выкрутить, не перехватывая. Автомобиль передвигается нервными скачками. Даже по стандартам такой простенькой техники он душераздирающе примитивен.

Нам никогда не взобраться на гору

Мы дотащились полтора километра до Рэмси, большую часть пути Гэри толкал машину, потому что двухтактный двигатель постоянно глох. Остальные давно умчались вперед на своих Trident. Вот комедия. На такой скорости 60 км мы будем ехать… нет, лучше не стоит, а то у Гэри случится инфаркт. Нам никогда не взобраться на гору, поэтому мы загружаемся в Transit, решив, что на спусках будем выгружаться и катить, заводя на ходу, если нужно. Уверен, что за тормозной системой был регулярный и тщательный уход...

Остров Мэн против быстрых машин
Брюс Энсти / 00:17:06
Рекорд установлен в этом году, средняя скорость – 213 км/ч
Марк Хиггинс / 00:19:26
Самый быстрый круг на гражданском автомобиле, средняя скорость – 187 км/ч
Наш человек / 02:03:28
Дважды уезжал не туда, средняя скорость –
29,8 км/ч
Peel Tridents / 03:30:00
Круг без остановок пройти не получи­лось. Зато никто не перевернулся – это ли не результат?

А вот и нет. Я был на Бахе-1000, ездил на формульном болиде, меня чуть не сдуло с горы при минус шестидесяти по Цельсию в Subaru, но никогда еще мне не было так страшно, как на этих спусках. На 40 км/ч в Peel… Могу только сказать, что я выжил. Официальная максималка Peel – 61 км/ч. Джордж Джеллинг ехал 80 км/ч, перед тем как взорвался мотор. Снимаю шляпу. Посадите его на мотоцикл. Он победит в Турист-Трофи.

ТЕКСТ: ОЛИВЕР МЭРРИДЖ / ФОТО: РОУЭН ХОРНКАСЛ