General Motors: краткая история факапов

Первый раз GM по-крупному попала в начале 20-х годов прошлого века. Созданный гениальным инженером Чарльзом Кеттерингом мотор воздушного охлаждения был хорошо в теории, но оказался сыроватым на практике. На доработку в GM не стали тратиться и запустили мотор в производство. Потом, конечно, пожалели. Очередь от разгневанных покупателей с приконченными движками росла как на дрожжах. Производство недоведенной до ума модели свернули, клиентам все компенсировали, убытки списали.

Chevrolet Corvair – один из самых передовых американских автомобилей на стыке 50-60-х. Стильный дизайн, нетрадиционная заднемоторная компоновка, а потом и турбомоторы. Клевый был аппарат. К сожалению, именно эту машину в качестве жертвы выбрал амбициозный адвокат Ральф Нейдер. Свою книгу "Опасен на любой скорости" он посвятил хищническим нравам крупных автомобильных корпораций, у которых на уме только нажива и которым наплевать на безопасность покупателей. Все эти пороки он проиллюстрировал на примере несчастного "Корвейра". Нельзя сказать, что Нейдер был совсем уж не прав. Жаль только, что главным итогом книги стало не перевоспитание боссов GM, а погубленная карьера одного очень хорошего автомобиля.

А вот и совсем свежая история. Решив, что Европа страшно изнемогает от отсутствия еще одного бюджетного бренда, General Motors запустила в Старом Свете Chevrolet. Под крестообразной эмблемой прятались перелицованные модели корейской Daewoo. Эксперимент не удался. На рынках Восточной и Южной Европы "шеви-дэу" пользовались примерно таким же спросом, что и раньше. А на рынках Западной Европы их никто не захотел. Итог – капитуляция и уход Chevrolet с большинства европейских рынков.

Любопытная статистика. После процедуры банкроства в 2009-м General Motors продала в США свыше 12 миллионов автомобилей. За этот же период только на американском рынке GM отозвала почти 14 миллионов машин. В 2014-м расходы корпорации на незапланированные отзывы составили 1,7 миллиарда долларов. По сравнению с этой суммой расходы на уход с нашего рынка кажутся не такими серьезными.

Неудачные опыты в России для GM тоже не новость. Кто не помнит весьма сомнительную операцию по производству в Елабуге внедорожников Chevrolet Blazer? Причем речь шла не о американской, а о бразильской версии внедорожника. Добавьте к этому совершенно отвратное качество сборки и поймете, почему по этому "Блейзеру" никто не скучает.

А вот этот автомобиль вслед за "Шнивой" намеревались выпускать на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ. Вернее – выпускали, но очень недолго. В чертах Chevrolet Viva легко угадывается Opel Astra G в самом непопулярном кузове нотчбек. Плохое оснащение, плохонькая сборка, всего один двигатель и цена выше, чем у Toyota Corolla, сделали свое черное дело. "Виву" никто так и не захотел покупать.