Хаммонд за рулем легенды: Ford T

Известно, что Model T пользовался бешеной популяр­ностью. “Он поставил мир на колеса” – это уже штамп, но ведь так оно и было.

Всего за пятнадцать лет с 1908 г. Ford перешел от 10 000 машин в год к двум миллионам. В основном благодаря Model T.

Пятнадцать миллионов было выпущено только в США, но в других местах его тоже делали: в Манчестере – 300 000. Автомобиль был дешевым, простым, про него сложили миллион шуток, давали дурацкие прозвища (“Жестянка Лиззи”, например). А разгонялся он аж до 72 км/ч. В последний год выпуска, 1927-й, он уже был больше похож на музейный экспонат. Но массовость, дешевизна и простота Model T не могли затмить его трогательного очарования.

Это чистый дистиллят сущности автомобиля. Когда он стоит на асфальте, поблескивая на солнце медными фарами, видно, как он горд быть автомобилем, как он лучится радостью, что может ездить и возить тебя, твою семью и друзей. Это машина, будто ожившая по волшебству.

Ford T
2,9 л, 4 цил., задний привод, 20 л.с., 110 Нм, 14 л/100 км, 0-72 км/ч за много-много секунд, 72 км/ч, 680 кг, £11 250

У меня голова идет кругом, даже когда я просто стою рядом с такими вещами. Садясь в этот автомобиль, попадаешь в фантастический мир, как будто в старый фильм. Он и сейчас заставляет трепетать перед тем, какой потенциал новизны несет. А когда Model T действительно был новинкой, он олицетворял собой новое слово “автомобиль”. К 1913 году Ford выпускал больше машин, чем все производители мира вместе взятые, и выпускал именно эту модель.

Много говорят о том, как трудно водить Model T. Мы с Джереми доказали это в нашем прошлогоднем шоу “Идеальное автомобильное путешествие”. Мы оставили автомобиль возле отеля в Монте-Карло, уверенные, что по возвращению найдем его на том же месте. Никто его не передвинет, чтобы освободить место более роскошным, дорогим машинам, потому что валеты его просто не заведут и уж точно не заставят тронуться. И это правда: он управляется совершенно не так, как современный автомобиль.

Попытка Ричарда побить рекорд круга закончилась крахом

Это заря автомобильной эры, традиции и правила автомобильного дизайна и эргономики еще не были сформированы. Поэтому конструкторы изобретали интерфейсы средств управления каждый по своему разумению.

Здесь правая педаль – тормоз, средняя – для задней передачи, а выжимая и отпуская левую, можно переключать две скорости. На некоторых моделях рычаг тормоза справа включает еще и овердрайв. Акселератор на руле, а клаксон еще не переместился внутрь, он стоит на верхней фаре, снаружи.

Да, вначале путаешься, и есть большая вероятность закончить первую поездку в кювете. Но стоит привыкнуть, и начинаешь все делать на автомате. Конечно, пока все идет гладко. Если что-то случится, то ты инстинктивно бросишь педаль тормоза, включишь заднюю и переключишься на первую передачу левой ногой. Все это вряд ли решит твою проблему, если только она не окажется очень редкой и необычной.

Рожок, фары и колеса: у Model T были все современные удобства

Рулить на Model T – сплошное удовольствие. Такое же наслаждение, как и смотреть на саму машину. Мотор объемом 2,9 литра с боковым расположением клапанов бормочет и тарахтит, как мультяшный, трансмиссия стонет и скрежещет, как в старом кино, но все работает просто отлично.

Еще бы, ведь в 1908 году ездить было непросто. Дороги большей частью были грунтовыми, и автомобилю приходилось быть и внедорожником, и игрушкой, и спорткаром, и комфортным седаном. Model T нес свою службу уверенно и твердо, чего не скажешь по его хрупкому, изящному виду.

Начав движение, я быстро перехожу на вторую из двух передач, автомобиль идет легко и размашисто, мотор отлично тянет на низких оборотах и разгоняет машину до максималки. Тормоза тормозят, подвеска амортизирует, сиденья удобные, а вид на капот и дальше просто восхитительный! От идиотской улыбки уже каменеют щеки. Не верю, что есть более веселый, живой автомобиль, чем Model T.

Сейчас модель остается недорогой, ведь их миллионы и миллионы. Они просты в обслуживании и ремонте, хотя полно историй о том, как простоявшие многие годы машины мстили нерадивому хозяину. Из-за прикипевших приводных ремней, стоило только крутануть заводную ручку, они выскакивали из дверей гаража, сшибая с ног владельца.

Я с удовольствием бы такой купил – и когда-нибудь куплю. Если вы любите автомобили, я серьезно советую вам поискать возможность покататься на Model T. И возьмите с собой фотографа, чтобы запечатлеть улыбку, когда вы наконец овладеете искусством управления этой машиной. Фото будет просто супер!