WRX STI 2014: режим бога

Subaru WRX STI: 20 быстрых лет

Время – оно не бежит. Оно летит. Оно мчится. Два десятилетия назад мир узнал три новые буквы, перевернувшие законы жанра спортивных автомобилей. Сегодня, отмечая 20-летний юбилей STI и встречая новый Subaru WRX STI, мы вспоминаем, как это начиналось, как это было. Полдюжины чемпионских титулов, десятки модификаций, миллионы фанатов по всему миру...

01 - Impreza WRX STI (GC8) 1994

Вот он, первый кирпичик в фундаменте. Первый блин и никаких комьев! Скромный, ладный, неприметный, а какой важный! Конечно, книжные черви от автомобильной истории обязательно напомнят: первой “стихой” вообще-то была не Impreza, а совсем наоборот – Legacy. Но это так – баловство. А вот скромная “Импреза” с нескромным антикрылом и многообещающим воздухозаборником на капоте, сама того не ведая, открыла врата новой автомобильной нирваны. По нынешним временам та “нирвана” звучала достаточно приземленно. Всего 250 сил, всего 5-ступенчатая механика... Да что там, первые “стихи” и сочинялись весьма дедовским способом. В самом конце конвейерной ленты японские трудяги выдергивали почти готовые седаны и фаршировали их премиальными запчастями. Смотри, молодежь, как “круто-круто” выглядело в середине 90-х.

02 - Impreza WRX STI (GF8) 1994

Не знаем, почему, но японцы вполне официально считали Impreza с индексом GF8 хэтчбеком. Парни, какой еще хэтчбек-мэтчбек? Это ж натуральный универсал. Вернее, учитывая гоночные “стихийные” потроха, - самый настоящий “шутинг брейк”! Сегодня, когда хот-вагоны – дело столь же распространенное, как и свободные отношения до свадьбы, универсал WRX STI воспринимается должным. Двадцать лет назад это был смелый маркетинговый ход. Но кто ж судит победителей?

03 - Impreza 555 Group A 1994

“В воскресенье побеждай, в понедельник – продавай”. Этому нехитрому слогану лет сто, а то и больше, но актуальности он не теряет и по сей день. Рукастые парни из английской гоночной команды Prodrive совместно с Subaru создали одну из лучших раллийных тачек последнего десятилетия XX века. По сути первая “Импреза” группы А – это шасси раллийной Legacy 4WD Turbo в более современном кузове. Какая, впрочем, разница, если в дебютной же гонке машина примчалась к финишу 2-й в абсолюте? Кстати, чемпионом мира она стала уже во второй полный сезон.

04 - Impreza 22B 1998

Достойный подарок к 40-летнему юбилею Subaru. Агрессивный аэродинамический обвес, эксклюзивный синий оттенок кузова, “бильштайновские” стойки, тормоза Brembo, куча “почти гоночных” компонентов внутри и главное блюдо – 2,2-литровый “боксер”, выдававший добрые 280 л.с. Немаловажная ценность модели – в ограниченном тираже. Всего на свет уродилось 424 “би-двадцать вторых”. Сегодня каждая из оставшихся в добром здравии – уже реальная классика.

05 - Колин МакРей

Сразу трое пилотов Subaru становились чемпионами мира, но первым был Колин, и потому именно его имя чаще всего завершает логическую цепочку “ралли – Subaru – чемпион”. Фантастически быстрый, не ведавший страха и до конца так и не научившийся извлекать уроки из собственных ошибок, МакРей стал кумиром целого поколения. Буквально животное противление любому проигрышу, как ни парадоксально, стоило шотландцу по крайней мере еще одного чемпионского титула. Колин не умел кроить, выгадывать... Ну и пусть. Его безбашенность, его дистиллированная агрессия на трассе и нежелание идти на компромиссы еще при жизни сделали МакРея легендой.

06 - Impreza WRC 1997

Новый регламент мирового чемпионата подарил зрителям забытую со времен монстров группы B формулу нереально крутого ралли. Имя ей – World Rally Car. Новая Impreza WRC оказалась водородной бомбой. Новый кузов, более широкая колея и абсолютное превосходство на трассах. В сезоне-97 пилоты SWRT выиграли 8 этапов из 14!

07 - Impreza WRC STI (GDA) 2001

Это было смело. Этого многие не поняли. Нет, в плане техники Impreza WRX STI второго поколения не стала хуже. По сути мотор и 5-ступенчатая коробка достались новичку в наследство от GC8. Разве что из-за экологических ограничений на некоторых рынках мощность двигателя снизили до 265 л.с. Но что мотор, где мощность, когда машину наградили совершенно новым дизайном? Кругляши головной оптики вызвали крайне полярную реакцию среди фанатов. И не всегда отзывы были благоприятными. Впрочем, из-за руля “стихи” вы в любом случае не видели эти фары...

08 - Ричард Бернс

Внешность внешностью, но от смены выражения лица -раллийная “Импреза” медленнее не стала. Новым героем SWRT стал Ричард Бернс. Англичанин, еще не так давно ходивший в оруженосцах МакРея, теперь сам выскочил на первые роли. Сезон-2001 в чемпионате мира получился нетрадиционным. Ричард одержал всего одну победу на этапах (“Новая Зеландия”), но стабильная, не по годам расчетливая и надежная езда помогла ему опередить всех соперников по итогам сезона.

09 - Impreza WRX STI (GDB) 2003

Рестайлинг по вашим письмам. Клокотание возмущенных умов в Японии восприняли близко к сердцу, и всего через пару конвейерных лет лупоглазенькая “стиха” уступила место под солнцем обновленной версии GDB. Все согласились – каплевидные фары вызывали куда меньше вопросов и разногласий. “Большое спасибо” отправляется в адрес Питера Стивенса, дизайнера с большой буквы Д, среди прочих нарисовавшего такие машины, как McLaren F1 и Jaguar XJR-15. И да, граждане, 280 лошадиных сил, конечно же, никто не отменял…

10 - Петер Сольберг

Самый неожиданный из всех раллийных чемпионов Subaru. Норвежец пришел в SWRT прикрывать тылы четырехкратного чемпиона мира Томми Мякинена, но в итоге сам обскакал легендарного финна. В сезоне 2003 года Петер выиграл три этапа и, к удивлению многих специалистов, стал сильнейшим раллистом планеты.

11 - Impreza WR1 Solberg 500 2004

Персонифицированная “стиха” стала достойным трибьютом талантам норвежского пилота. Это в сто-ке WRX STI развивала 280 л.с. – больше банально не позволяло японское законодательство – но кто ж запретит пошалить в Евро-пе? Короче, 2-литровую горизонтально-оппозитную “четверку” форсанули до 320 л.с. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде 249 км/ч максималки и разгона до сотни за 4,3 секунды. 911-ю “Карреру” этот безбашенный седан рвал со светофора на самые мелкие британские лоскуты.
Красоты добавляли 18-дюймовые “спидлайны”, передний бампер в WRC-стиле и специальный серебристый “металлик” кузова. Общий тираж красоты – 500 штук. Представляете, почем каждый из них сегодня?

12 - Impreza WRX STi (GDB) 2005

Зачем потребовалось фиксить дизайн от Питера Стивенса?
Риторический вопрос. Но в середине нулевых Subaru затеяла тотальный рестайлинг всего модельного ряда, и “усатую” физиономию работы грека Андреаса Запатинаса вешали на все тачки без разбору… Фанатам “стихи” пришлось вспоминать старую-добрую поговоркупро фары, которые не видны с места водителя. Мотор по-прежнему чума. Дизайн салона – сама простота.

13 - WRX STI (GRB) 2008

Третье поколение обычной гражданской Impreza взяло курс на массового покупателя. Заряженные “стихи” позаимствовали от новичка лишь скромность внешнего облика. Ах да, еще из гаммы моделей исчез универсал, который сменил пятидверный хэтч – теперь уже вопросы о типе кузова не возникали. Кстати, в отличие от более простых WRX новая “стиха” получила увеличенную колею спереди и сзади. Так что пышные арки здесь не только красоты ради. И, конечно, нельзя забыть ограниченную серию из 320 черных седанов STi RB320, выпущенную в память о Ричарде Бернсе, умершем от рака. Цифра в индексе рядом с монограммой Ричарда – это не только тираж ограниченной серии, но и мощностьмашины в лошадиных силах.

14 – Impreza Cosworth CS400 2010

Инженеры команды Cosworth, прославившиеся разработкой боевых “фордов” для ралли и гоночных моторов для F1, поднапряглись и сделали из “простой” “стихи” самую мощную историю. Чувствуете, цифра 400 в индексе здесь неспроста! Взяв за основу 2,5-литровый стоковый оппозитник, мотористы Cosworth заменили поршни, шатуны, кольца, прикрутили новую турбину, поставили все это хозяйство на стенд и нажали кнопку “Пуск”. Динамометр показал 400 л.с... Потом были подвеска от Eibach, тормоза от AP и гоночные шины Michelin. Результат – на дороге машина стояла как приклеенная. До сотни “Косуорт” разгонялся за 3,7 с и только благодаря ограничителю упирался “лишь” в 250 км/ч максималки. Да, и это была самая дорогая “стиха”. И возможно, самая ред-кая – всего 75 экземпляров.

15 - Ралли-кросс

Если подумать, то боевая Impreza буквально создана для ралли-кросса. Лихо подымить по асфальту, а затем распустить пылевой хвост на грунтовом участке кольца – милое дело! К тому же в быстром повороте можно помериться крепостью бампера с неуступчивым конкурентом! Для этой цели радиатор специально переносят в заднюю часть автомобиля. Не удивительно, что популярность динамичного, контактного и дико зрелищного ралли-кросса растет день ото дня. И 550-сильная Subaru WRX STI RallyCross – один из матерых разжигателей интереса.

16 - Кен Блок

Главный, после четырех веселых парней из TopGear (о’кей-о’кей, пусть будет трех, ведь вряд ли Стига можно назвать особо улыбчивым), шоумен автомобильного мира – это, конечно же, Кен Блок. Лихой американец мастерил свои завораживающие “джимханы” на раллийной Impreza WRC. Жечь резину в управляемом заносе – цель всей жизни Кена. За то, как говорится, и любим. Хотя есть в яркой и безумной карьере Блока и более впечатляющие достижения. Например, прыжок протяженностью 52 метра или спуск с горнолыжного склона на Subaru, обутой в гусеницы. Ай, маладца!

17 - Impreza STI S206 2012

Еще один крайне редкий и весьма агрессивный зверь. Все 300 экземпляров ограниченной серии Impreza STI S206 предназначались исключительно для японского рынка. Вариантов с левым рулем просто не существует. Страшно обидно! Вряд ли кто-то в Европе или у нас отказался бы от вершины эволюции Subaru Technica International. Причем 320 лошадиных сил, скрывавшихся под капотом, – это далеко не самое главное. Гораздо сильнее удивляет поведение 206-й в быстрых поворотах. Немногие счастливчики, погонявшие на машине, не скрывали восторга. Сочетание почти нулевых кренов, акров сцепления с дорогой и вполне приемлемого комфорта подвески опрокидывало все представления о современном спортивном автомобиле.

18 - Impreza STI S206 NBR 2012

Из трехсот уникальных 206-х – одна сотня была уникальной вдвойне. Речь об автомобилях NBR Challenge Package – спецcерии, выпущенной в честь сколь неожиданной, столь и впечатляющей победы Subaru на 24-часовой гонке в Нюрбурге. Главное отличие мегаэксклюзива – карбоновая крыша и карбоновое же антикрыло. На скорость, быть может, влияет не особо, но на престиж и пафос – еще как. Не удивительно, что все сто экземпляров NBR Challenge Package расписали по клиентам еще до того, как машина успела попасть в открытую продажу!

19 – Impreza WRX STI 340R 2013

Конец главы. Последняя спецверсия Impreza STI, официально продававшаяся в Европе. И за свои деньги это был безусловно самый быстрый седан мира. 340 лошадей и полный привод по цене 200-сильного переднеприводного хот-хэтча? Это же здорово! А еще тут продвинутые активные дифференциалы, как всегда по-деловому cпартанский салон и очень много драйвинг-фана на квадратный сантиметр поверхности.

20 – WRX STI 2014

Что ж, Impreza WRX STi больше нет, но шедевры не подлежат забвению. Нынешним летом в России стартовали продажи новой “стихи”. Совершенно новый дизайн, 2,5-литровый турбированный оппозитник мощностью 309 л.с., полный привод, сумасшедшая динамика и совершенно новое качество ощущений от управляемости. Впрочем, то, как новая WRX STI едет, заслуживает отдельного упоминания. Вы не будете разочарованы...