Торсионная подвеска.

Современный автомобиль – технически сложное устройство. Практически у каждого узла есть несколько разновидностей, иногда кардинально различающиеся по своему функционалу. Особенно это касается автомобильных подвесок. Рассмотрим один из типов подвесок – торсионную.

Устройство

Рабочими элементами подвески этого типа являются торсионы – стержни, работающие на кручение и использующиеся как упругий элемент подвески. Они бывают круглого или квадратного сечения, изредка попадаются пластинчатые – собранные из нескольких пластин. Как правило, они изготавливаются из легированной стали.

В наше время сравнительно большое распространение получил тип полузависмой торсионной подвески задних колес. В этом случае колеса соединяются работающей на скручивание торсионной балкой. В такой подвеске основным упругим элементом остаются пружины, а не торсион, который используется как вспомогательный элемент, за счет которого можно повысить уровень комфорта в автомобиле.

История

Впервые подвеска подобного типа была установлена на Citroen Traction Avant в 1934 году, почти одновременно с началом выпуска в Германии Volkswagen Beetle со схожей торсионно-рычажной подвеской. Но французы все-таки оказались первыми. В годы войны торсионная подвеска активно применялась в бронетехнике. Ей оснащались большинство немецких и некоторые советские танки, включая знаменитые КВ-1 и Pz. V «Panther». В послевоенные годы торсионы использовались многими европейскими автопроизводителями. В 1961 году на революционном Jaguar E-Type торсионы были впервые использованы в качестве передней подвески. Американские автопроизводители не отставали от европейских – торсионы устанавливались на автомобили Chrysler и Packard. В Советском Союзе торсионная подвеска использовалась в легковых автомобилях ЗиЛ и ЛуАЗ. Подобной подвеской, заимствованной у Volkswagen Beetle, оснащался и знаменитый «Запорожец».

Полузависимая торсионная подвеска была разработана фирмой Audi в 70-е годы. Такая модификация подвески используется и сегодня, в основном на бюджетных и переднеприводных автомобилях.

Преимущества и недостатки

Торсионная подвеска занимает намного меньше места, чем пружинная, ее легче устанавливать, она меньше весит. Так же она позволяет намного проще и быстрее регулировать дорожный просвет автомобиля без каких-то особых манипуляций или замены деталей подвески. В плане управляемости торсионная подвеска намного лучше себя ведет под воздействием крена – переднеприводный автомобиль с ней вряд ли будет поднимать заднюю «ногу» при резком и скоростном повороте. Есть и несколько недостатков. Автомобили, оснащенные торсионной подвеской, страдают от избыточной поворачиваемости (частая проблема «Запорожцев» — развороты в не самых крутых поворотах, на не самых высоких скоростях). Кроме того, максимальная нагрузка на такую подвеску невелика, а для ее изготовления необходимо применение дорогих сплавов.