Супертест: Thomassima III

Как называется Ferrari, который не Ferrari? Thomassima III – запомните это имя. История легендарнейшего, хоть и малоизвестного автопроизводителя полна любопытных примечаний. Стремление Энцо Феррари к победам и изобретательность в привлечении богатеньких клиентов привели к тому, что в пятидесятые его тачки редко походили одна на другую. Да к тому же вокруг Модены было полно мелких кузовных ателье и гаражей свободных художников. Из стали, алюминия и вообще всего, что попадалось под руку, эти умельцы творили сногсшибательные чудеса.

Одним из таких был калифорниец Том Мид. Его любовь к Ferrari началась после того, как в одном из американских сервисов он увидел 500 TRC. Когда владелец рассказал, что это за автомобиль, Том, не сходя с места, дал себе клятву попасть туда, где делают такие машины.

Сказано – сделано. С $50 в кармане Мид автостопом добрался до Нового Орлеана и упросил капитана норвежского грузового судна взять его полотером. Через тридцать пять дней Мид был уже в Ставангере, а оттуда выдвинулся в Англию, где купил мотоцикл и отправился дальше, через всю Европу, в компании такого же хипаря.

Парни полгода жили на крыше какого-то отеля, прежде чем Мид наконец добрался до Италии. Несколько месяцев он провел в Риме, где познакомился с кинопродюсером Дино де Лаурентисом и даже успел сняться статистом в “Лучших врагах” с Дэвидом Нивеном. А после съемок на своей Vespa отправился в Модену.

1
Синий велюр? Добро пожаловать в 60-е. Гелиевые светильники и ЛСД – опция
2
Thomassima предлагает порцию хромовых спагетти с выхлопными газами
3
“Можно расписать капот изнутри, цвет выбирайте любой. Главное, чтобы это был розовый”
4
Хорошо, что Тома Мида не назвали Барри. Или Китом. Или Саймоном. Или Рупертом

Путь до завода Maserati занял несколько часов. Там Мид натолкнулся на директора гоночной команды Гверино Бертокки и умудрился напроситься на экскурсию. Увидев на задворках старый гоночный Maserati, Мид уговорил Бертокки продать автомобиль за четыре сотни баксов. Оказалось, что это 350S, на котором в 1957 году в ралли Mille Miglia участвовал бывший пилот Silver Arrows F1 и будущий победитель Ле-Мана Ханс Херрман. Потом автомобиль оснастили V12, и он участвовал еще в нескольких значительных гонках. Но в 1961 году этот бесценный послужной список не имел никакого значения, так что о цене долго не спорили. Местный фермер разрешил Миду занять сарай: поначалу Том спал на полу рядом с тачкой, а позже перебрался на сеновал.

О деньгах никто не думал. Только автомобили, автомобили, автомобили, и к черту все остальное

В процессе реставрации Бертокки для начала свел Мида со своим приятелем – кузовостроителем Лучано Боначини. Затем, желая помочь Миду с дряхлым кузовом 350S, Бертокки познакомил его с Мердаро Фантуцци – моденским промышленником, мастером, сделавшим легендарные Maserati A6 GCS, Ferrari 250 Testa Rossa и ту машину, которую реставрировал Мид. Фантуцци понравился харизматичный американец, и он взял его в ученики. “Это было приключение. Никто тогда не думал о том, чтобы заработать – разве что на еду и жилье. Только автомобили, автомобили и автомобили, и к черту все остальное”, – вспоминал потом Мид.

Он начал продавать и покупать итальянскую экзотику по заказам богатых американских клиентов. Говорят, и себе купил два 250 GTO, когда они были просто старыми машинами, а также много новых Ferrari. Он помог компании Neri & Bonacini сконструировать и построить чудесный 250 Nembo Spyder. Чего уж там, на автодроме в Модене с Мидом познакомился сам Энцо Феррари – и даже дал свое высочайшее добро на его работу.

Том Мид и Энцо Феррари обмениваются рукопожатием

В конце 60-х Мид собрал достаточно двигателей, других агрегатов и денег, чтобы начать претворять в жизнь собственные идеи. У Мида подрабатывали инженеры Maserati и Ferrari. В результате он построил автомобили Thomassima I, II, III и IV. Название переводилось как “лучшее от Томаса”. Даже по стандартам того времени это были редкие Ferrari. Первый автомобиль, о котором мало известно, был построен на базе Ferrari 250 GT, но пропал вместе с другими бессчетными сокровищами искусства и литературы во время наводнения во Флоренции в ноябре 1966 года. Thomassima II навеян победителем “24 часов Дайтоны” 1967 года, 330 P3/4. Типичные элементы американских мускул-каров форсировали изящную силу оригинала. Панелям придавали форму на фанерных шаблонах, больше напоминавших корабельные шпангоуты. Основой автомобиля стала трубчатая рама, а в корме стоял трехлитровый Ferrari V12 от 250 GT.

Увидеть живьем
Thomassima III стоит в музее Ferrari в Маранелло. Автомобиль выставлен в экспозиции California Dreaming, вместе с документами и архивными фото


Третий автомобиль Мида, Thomassima III, вы видите на фото. Трубы выхлопного коллектора Ferrari V12 напоминают клубок металлических спагетти: этот монстр будто сошел со страниц комикса Hot Wheels. Автомобиль был показан на Туринском салоне в 1969 году и стал сенсацией. Он попал на обложку Road & Track, а популярнейшая информационная программа Америки “60 минут” послала в Модену съемочную группу, чтобы снять эпизод о его создателе.

“Иногда у нас бывала куча денег, а в другой раз отец оставался ни с чем. Но что бы ни происходило, всегда были автомобили, двигатели, детали, с которыми он не расстался бы ни за что на свете”, – вспоминает сын Тома.

Непоседливость Мида завела его в Таиланд, где он жил на пару баксов в день. В 1993 году он вернулся в Калифорнию, чтобы ухаживать за больной матерью. В прошлом году Мид ушел из жизни в возрасте 74 лет. До последних дней он работал над новым карбоновым автомобилем с V12 от Ferrari 333 SP, гоночного автомобиля 90-х годов... который так и не достроил. Тем не менее это примечание к истории Ferrari оставило за собой уникальное наследие.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ / ФОТО: МЭТТ ХАУЭЛЛ