Супертест: Renault Twingo

Если не знаешь, можно долго гадать, где мотор у нового Renault Twingo. Открыв капот, счастливый владелец нового Twingo найдет аккумулятор, радиатор и бачок омывателя. И подумает, что его надули – ясное дело, не может машина с мотором стоить так дешево. А учитывая, куда они засунули мотор, и сколько стоило это все разработать, Twingo должен стоить гораздо больше. В конце концов, двигатель найдется в багажнике, под полом.

В корму движок попал чтобы автомобиль отвечал нормам безопасности и был просторен внутри. При традиционной компоновке под капотом должен быть не только мотор, но еще и зона смятия, поглощающая удар до того, как он дойдет до ног водителя. Эту зону невозможно перенести назад, если только вы не собираетесь ездить задом наперед. А вот двигатель можно ставить куда угодно и, убрав его из обычного места, можно уменьшить длину носа, расставить колеса ближе к углам и увеличить салон.

Да, он займет место в багажнике, но если наклонить его на 49°, он поместится под полом. Логично будет сделать ведущими ближайшие к мотору колеса, то есть задние. Не портить же всю работу, протягивая массивные валы на переднюю ось? И вот получается заднемоторный заднеприводный автомобиль, как Porsche 911. Примерно.

Renault выпустил первый Twingo в 1993 году, и его полюбили за мимишный вид и продуманный однообъемный дизайн со сдвижными задними сиденьями, с которыми можно было увеличить или уменьшить объем багажника. Но хоть он и был маленьким и простеньким, он дорого обошелся компании. Не столько из-за материалов, сколько из-за разработки и дизайна, потому что маленький автомобиль приходится продумывать гораздо лучше, чем большой. Особенно, когда ставишь мотор сзади.

И Renault такое было бы не по силам, если бы не сотрудничество с Daimler

Twingo собирают из тех же кубиков, что и Smart ForFour, и производить оба автомобиля будут на заводе Renault в Словении, что сэкономит обеим компаниям кучу денег. Если бы компании работали по одиночке, то Twingo был бы дешевой Dacia, а нового Smart могло вообще не быть.

Из всех преимуществ заднемоторной компоновки самое важное – маневренность. Поскольку мотор не мешает повороту колес, они могут поворачивать на 45°, как корабельный руль. У обычных автомобилей колеса поворачивают максимум на 30°, пока не упрутся во что-нибудь. То есть на Twingo можно крабиком заползать в щель, где по обе стороны и багет не просунуть. Благодаря еще и коротким свесам (глядя поверх передней панели, можно увидеть эмблему на носу) и легкому рулю Twingo почти так же маневренен, как Toyota iQ, но не такой крошечный.

Поздравляем! Вы нашли мотор!

Пожертвовать пришлось багажником. Но что важнее в малолитражке, багажник или парковочные возможности? Для большинства – последнее, потому что вы вряд ли будете возить четверых человек и их багаж в такой машинке. Хотя в Twingo комфортно разместятся четыре человека, у него пять дверей и салон на 33 см длиннее, чем раньше. Хотя в целом автомобиль короче. Это черная магия, не иначе.

К тому же задние сиденья складные, а спинка пассажирского сиденья опрокидывается вперед, и получается достаточно большое пространство, чтобы улегся долговязый баскетболист. Или плоская упаковка со стеллажом IKEA. Под задними сиденьями есть пустое место с сеткой, чтобы вещи не катались по полу. И поскольку задние окна откидываются, а не уезжают в двери, двери сделали тоньше и стало больше места в локтях.

Пятидверный VW Up тоже умеет складывать задние сиденья, но в общем пространстве салона проигрывает, потому что он короче и двигатель у него спереди, как у всех сити-каров, кроме электрического Twizy, тоже детища Renault.

Мы катаемся по Ницце, где местные от Twingo без ума, как англичане были без ума от первого Mini. Он также цепляет в них внутреннего француза, как дижонская горчица или восхитительные запеченные улитки. Завидев нас, мусорщики, мясники и булочники достают телефоны с камерами. Встретили бы немцы Up с таким воодушевлением? Сомневаюсь. Просто Twingo чуть отклоняется от чистой функциональности в сторону неуловимой эмоциональности.

Наша красная машинка оснащена литровой "трешкой", развивающей 69 сил и 90 Нм. Приходится все время держать сцепление, чтобы не дергаться на малой скорости. Учитывая, как прекрасно автомобиль в остальном приспособлен для города, это недостаток. Да, и если хотите разогнаться до сотни, придется подождать 14,5 секундs. Но есть еще турбированный 0,9-литровый мотор мощностью 89 сил с 134 Нм.

Подвеска – стойки McPherson спереди и полунезависимая с неразрезной балкой сзади, под двигателем. Она отлично гасит удары и тряску на ямках улиц, но на заметных ухабах есть небольшая раскачка, потому что тяжелый из-за двигателя зад скачет вместе с кузовом. Но, может быть, он рожден для того, чтобы вилять бедрами? Вы знали, что “твинго” – это смесь твиста, свинга и танго? Честное слово.

Но хватит об этом. Пора открыть крышу и насладиться солнцем, которое еще не окуналось в сияющее синее море. Передаю вас своему коллеге Полу Хоррелу, который едет на могучем турбированном 0,9-литровом...

Спасибо, Дэн. М-да, могучий... Пожалуй, нет.

Без турбины
DYNAMIQUE SCe 70 S&S
Цена: £10 995 / Двигатель: 999 см3, 3-цил., 69 л.с., 90 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 14,5 с, 150 км/ч / Трансмиссия: 5-ступ. механика, задний привод / Расход: 4,2 л/100 км / Масса: 865 кг
С турбиной
DYNAMIQUE ENERGY TCe 90 S&S
Цена: £11 695 / Двигатель: 898 см3, 3-цил., 89 л.с., 134 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 10,8 с, 166 км/ч / Трансмиссия: 5-ступ. механика, задний привод / Расход: 4,3 л/100 км / Масса: 943 кг

Из "катр-вен-нёф шво" (89 л.с.) не получится суперкара. И даже хот-хэтча. Но в комбинации лошадиных сил, малого веса и турбоподхвата мало какой автомобиль может соперничать c Twingo. Который мне очень нравится. Маленькая "трешка" рвется в бой и может за себя постоять. Но чтобы обогнать, переключитесь на третью, а лучше вторую передачу, потому что передаточные числа заточены под экономичность и больше подходят Buick V8. На правильной передаче Twingo с легкостью обойдет многих. И переключается он очень неплохо, особенно для заднемоторной машины. Даже очень хорошо, и точка. И поскольку мотор позади и выхлоп не идет под ногами, звучит он весело, но мягко и приглушенно.

Дэн уже превознес преимущества стоящего сзади двигателя (пространство внутри и компактность снаружи, потрясающий диаметр разворота) и уникальные способности Twingo в городе. Но заднемоторный автомобильчик, оказывается, исключителен и здесь, в сельской глуши. На дороге он своеобразен и весьма увлекателен.

Самый смак – рассчитывать скорость так, чтобы балансировать на грани вмешательства ESP

Перед гораздо легче, чем обычно, поэтому он немного скачет, а зад держится более цепко. Но вскоре понимаешь, что это тоже способ передать то, что происходит под тобой. Нет неприятных ощущений и риска потерять траекторию. Не подумайте, я не задираю нос, но водители Porsche 911 или Lotus Elise поймут, о чем я говорю.

Честно говоря, информативность подвески очень на руку, потому что руль не очень разговорчив. Хотя бы рейка у этой версии прогрессивная, это не тракторный руль, как на 69-сильной версии. Мне жаль вас разочаровывать, но ESP не отключается, так что никаких заднеприводных дрифтов. Удовольствие в том, чтобы рассчитывать скорость так, чтобы балансировать на грани вмешательства ESP. По крутым виражам Twingo летает веселой мухой.

Подвеска вполне комфортна. Хотя и не дотягивает до стандартов VW Up. И на крейсерской скорости силен шум ветра. Но хотя бы можно нормально разогнаться, и даже в горку. Для большинства соперников такое невозможно. При всем при этом автомобиль ест 4,3 л/100 км и выбрасывает 99 г/км СО2. Но я бы не надеялся сохранить такие праведные показатели, ведь так приятно выжимать из него все. Внизу у рычага коробки есть кнопка Eco, которая ограничивает давление турбины и заставляет разгоняться бережно. Я использовал ее только в городах.

Сидеть в Twingo приятно. Цельное кресло крепко держит тебя, приглашая ехать резче. Телефон в держателе хорошо виден, и приложение, которое можно скачать, позволяет управлять контактами и музыкой в телефоне кнопками на рулевой колонке. Приборная панель без тахометра и трип-компьютера, но в приложении на телефоне они есть. Признак здравого и творческого мышления. И поскольку двигатель сзади, полно места для бардачка и других мест хранения. Twingo на твоей стороне и позволяет подзабыть о том, что машины по такой цене не отделывают роскошными материалами.

А по какой такой цене? Ну, 89-сильный мотор прилагается только к высшему уровню отделки, а с ним автомобиль стоит как 75-сильный VW Up. Но комплектация более приличная. На нашей машине были даже такие вещи, как большой экран и другие красоты, но если вдумчиво набирать опции, можно и не тратиться.

Renault отлично сделал Twingo. О компоновке мы уже все сказали. Но автомобиль и едет отлично. И дизайн блестящий. Это не уменьшенная копия большой машины и не кокетливо карикатурная игрушка, какой стремятся выглядеть многие малолитражки. Он смел и индивидуален.

В 89-сильном турбо все хорошее есть. Но будет и еще более быстрая версия - боссы Renault этого не скрывают, только отказываются выдавать конкретику. Хочу подкинуть им идею, совершенно бесплатно. Оставьте эту турбо-"трешку" как есть, в багажнике, но чуть удлините нос и засуньте еще одну под капот. Будет полноприводный двухмоторный автомобиль. Настоящий Твин-гоу!

ТЕКСТ: ДЭН РИД И ПОЛ ХОРРЕЛ / ФОТО: РОУЭН ХОРНКАСЛ И ЛИ БРИМБЛ