Супертест: Ferrari LaFerrari

Наконечник стрелы окунули в свежую алую кровь. Углы, острые ребра и тугие округлости – силуэт почти некрасив, но гипнотизирует издалека. Автомобиль мелькает в пышной весенней зелени, приближаясь легко и стремительно, заглушая птичий щебет классическим маранелловским саундтреком.

LaFerrari. Самая желанная машина на Земле. Сердце колотится, волоски на шее встают дыбом – непроизвольная реакция в предвкушении встречи. Неважно, на скольких суперкарах ты ездил и сколько часов просидел над сложными техническими подробностями этой угрожающе серьезной машины. Ничто не может подготовить к моменту, когда ты получаешь в руки ключ. Это абсолютный дистиллят скорости, опус магнум компании. Вот она, Ferrari.

Конечно, LaFerrari нельзя взять в бессрочный прокат, как машину в Hertz. На то, чтобы изучить самую технологически продвинутую дорожную Ferrari, у нас всего два часа на треке и два – на дороге. А прошлым вечером мы выслушали три часа технической презентации, обязательной перед тестом. Лучшие инженеры Ferrari пытались объяснить нам техническую суть, опираясь на математику, физику, химию, аэродинамику и материаловедение. Что-то я понял, хотя многое пришлось усваивать дважды, с помощью рисунков.

Поднимаю лебединое крыло и сажусь в изысканный салон. Остальным придется заплатить за это больше €1 млн. Да и то, если у них уже есть хотя бы пять других Ferrari и они лично знакомы с Лукой ди Монтедземоло. Я могу похвастаться лишь последним. Да, ожидание закончилось, но накал эмоций не спадает.

1
Карбоновые уши работают как обычно (правое – вверх, левое – вниз), но стоят они на рулевой колонке, а не на руле, то есть в повороте ты можешь промахнуться мимо рычажка.
2
Руль карбоновый. Как и передняя панель, как и весь монокок. Он уплощен сверху и снизу, но поскольку рейка короткая, это неудобно только при маневрах на малой скорости.
3
Дисплеи по бокам от тахометра реконфигурируются. Они могут показывать статус HY-KERS.
4
На плашке внизу руля стоит имя владельца. Наш автомобиль принадлежит Фернандо.
5
На руле все, как у остальных Ferrari: светодиоды вверху, кнопки для амортизаторов, поворотников, фар и дворников…
6
…и, конечно, манеттино. На нем все те же режимы, и да, можно полностью отключить трекшн-контроль.
7
Цельное карбоновое сиденье LaFerrari – часть монокока. Поэтому регулируются руль и педали.
8
Как проверить, справимся ли мы с полной мощью LaFerrari? Левую ногу на тормоз, жмем Launch, газ в пол и отпускаем тормоз…

Нужно устроиться поудобнее. Сиденье в LaFerrari – часть кузова, а подушки отливают по форме тела владельца: 499 уникальных ягодиц. Сиденье не сдвинешь, а вот блок педалей регулируется рычажком под правой ляжкой. Я отодвигаю педали из положения “карликовый тест-пилот” в положение “нормальный человек”. Дверь оказалась удивительно тяжелой и закрывается с веским “бух!”

Поворачиваю ключ (да, без него никуда), на TFT-дисплее вспыхивают приборы. Выжимаю педаль тормоза, жму кнопку стартера, и 790-сильный атмосферный V12 с рявканьем просыпается. Неровное ворчание напоминает о гоночных автомобилях, об огромном потенциале, серьезной мощи и еще более серьезной технике. Конечно, для большинства 790 сил хватит за глаза, но в стратосфере LaFerrari, McLaren P1 и Porsche 918 Spyder 800 коней – это только первый взнос.


Дорожная Ferrari с фантастическими характеристиками
Вот как это делается...
Батарея, заряжай!
АКБ состоит из 120 элементов, напоминающих аккумуляторы ноутбуков. Их ставят по 15 штук в восемь модулей. Аккумуляторы расположены под сиденьем и охлаждаются кондиционером. Обычно у них свое собственное охлаждение с хладагентом, но, задействовав бортовой кондиционер, инженеры сэкономили 10 кг. По плотности они превосходят традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы в 40 раз. Традиционный эквивалент весил бы полтонны, а тут вся система HY-KERS весит всего 140 кг.
Двигатель внутреннего сгорания
6,3-литровый V12 с прямым впрыском – самый мощный 12-цилиндровый мотор в дорожном автомобиле. Он расположен по центру, но сдвинут к корме, приводит в движение только задние колеса и развивает 790 л.с. при 6750 об/мин. Если это уже ого-го, вспомните, что HY-KERS усиливает тягу на низких оборотах. А крутится мотор до 9250 об/мин. Ничего себе! У него регулируемый впускной тракт, регулируемый объем масляного насоса, а трение всех деталей снижено – все ради мощности. Перфекционизм, говорите? Даже изнанка мотора аэродинамически эффективна и увеличивает эко номичность.
Выпуск
Выхлопная система – из инконеля, сплава для газовых турбин и лопастей наддува. Материал широко используется в современной Ф-1 и в глушителях для автоматического оружия. Он не только исключительно легок, но еще устойчив к коррозии и жаропрочен. Идеальный материал для выхлопа. Но вряд ли такую систему вам продадут в ближайшем магазине запчастей.
Электротрюки
LaFerrari полна умных технологий. Обычная ESC и ABS/EBD дополнены EF1- Trac (электронным трекшн-контролем из Ф-1) и встроены в гибридную ходовую. Еще есть электронный дифференциал Ferrari третьего поколения, который передает мощность на уникальные P-Zero. Помогают ему магнитореологические амортизаторы с двумя электромагнитными клапанами. Аэро­динамичес­кий обвес тоже активный: заднее антикрыло поднимается, а внизу есть плоскости, которые увеличивают устойчивость на максимальной скорости.
Монокок
Кузов LaFerrari – из четырех видов карбона, которые спекаются в формульном автоклаве. Спереди и сзади свешиваются подрамники. Для разных функций берется разный карбон. Например, двери разработаны компанией Eligio Re Fraschini S.p.A., их карбон легче, чем в монококе и панелях, а пороги из T1000 – ультрапрочного карбона, прочнее просто не бывает. Защита днища – из кевларовой смеси. Хотите цифр? LaFerrari на 20% легче, чем Enzo, на 27% жестче на скручивание и на 22% – на изгиб. Вот это прогресс!
Мозги
Блок управления гибридом был разработан в сотрудничестве с Magneti Marelli и расположен рядом с коробкой передач, прямо по соседству с электромотором, который привинчен прямо к коробке. Это мозг гибрида. Ferrari считает, что HY-KERS позволяет на 100% улучшить отклик на газ, на 20% – продольное ускорение, и на 50% – выбросы. И все это без значительного влияния на размер и массу LaFerrari.

Под сиденьем и за моей поясницей плотными рядами стоят 120 литиево-ионных аккумуляторов, по восемь в пятнадцати модулях. Они питают электромотор системы HY-KERS, установленный за коробкой передач. Этот небольшой ящик фокусника дает дополнительные 120 кВт мгновенной тяги. С ними под моей правой ногой уже 950 лошадей. Но привод – задний. Автомобиль разгоняется до сотни в мгновение ока (за 2,9 с), а отметку 290 км/ч проходит через 15 с. Максимальная скорость LaFerrari – за 350 км/ч. В сущности Ferrari взяла пункцию у гоночного болида и внедрила материал в ДНК своей лучшей дорожной машины. Получился мутант, который не считается с законами физики.

Но это по-прежнему автомобиль, ведь так? Хотя этот авто мобиль дороже миллиона евро, а крутящего момента (более 900 Нм) хватит на то, чтобы сдвинуть тектонические пласты. Представьте, что смогут сделать с планетой все 499 LaFerrari, если разом рванут с места! И все же это просто автомобиль. Я повторяю это про себя, выжимая газ и осторожно направляя сверхFerrari на разбитый асфальт итальянского серпантина.

Регулируются педали, а не сиденье – как в болиде

И автомобиль, и поездка требуют подходить к делу с чувством и толком. Тем более что на этом серпантине полно коварных уклонов и встречных машин. Но я еще и километра не проехал, а страхи ушли, и пот уже не льет с меня ручьем. Наклон спинки у неподвижного сиденья строго 32° (у пилотов “Формулы-1” – 38°). Ferrari называет это идеальной посадкой водителя. Подушки поддерживают в борьбе с перегрузками, которые LaFerrari развивает на пределе. Сидеть удобно, а если кому посчастливилось ездить на других Ferrari, то и обстановка знакома. Обзор отличный, маневрировать легко. Пузыри передних арок – несбиваемый прицел для входа, апекса и выхода. Водить LaFerrari легко. Страшновато, но достаточно легко.

К тому же LaFerrari – некрупная машина. Сейчас не семидесятые, и хотя по понятиям гиперкар должен быть огромным, в LaFerrari сложная техника умещается в компактные габариты. В длину она как Enzo, в ширину – на 40 мм уже своей предшественницы. По ощущениям она еще миниатюрнее, как 458. Через несколько минут, прописав тысячу шпилек, я окончательно свыкся с машиной. Не думаю, что такое можно было бы сказать, например, о Testarossa. Чувствую себя уверенно. Когда мы переваливаем за холм, где шоссе идет плавными дугами, появляется возможность пересчитать все 950 лошадей. Без страха разметать суперкар по всей Италии.

Переключаюсь вниз, вхожу в плавный поворот, вылетаю на прямую и снова резко бью по газам. Третья, четвертая... черт, ну и скорость!

Дорога свободна, и я грубо жму на педаль. V12 (раньше просто послушно поющий фоном) с наслаждением взвывает. И все, что только что было впереди, скрывается в зеркалах заднего вида. В LaFerrari не разгоняешься – переворачиваешь землю. Напряженно вспоминаю сложный график, показывающий, как работает HY-KERS на низких оборотах, заполняя пробел в тяге, оставленный высокооборотистым V12. Нет, не вспомнить. Кажется, что нервные окончания путаются, стараясь успеть за машиной. Система интегрирована так ловко, что ты видишь только, как самый приемистый в мире V12 раскручивается до 9250 об/мин. Выражаясь литературно, это… шикос.

Жму на тормоз – тут же срабатывает АБС. Боже! Переключаюсь вниз, вхожу в плавный поворот, выходящий на прямую, и снова резко бью по газам. Третья, четвертая... Черт, ну и скорость! На такой скорости думать можно только курсивом. Как только начинаешь нащупывать предел ускорения, 7-ступенчатая F1 с двумя сцеплениями выстрелом включает очередную передачу, и открывается новое измерение грома и скорости. Ты с головой ныряешь в ощущения.

Скорость такая, что в каждом повороте выбивает дробь АБС (аварийные лампочки отвлекают, но их можно отключить где-то в глубинах настроек). Кстати, когда работает АБС, система рекуперации не отключается. Понимаете, насколько серьезно они поработали?

V12 6,3 л развивает 790 л.с. и крутится до 9250 об/мин

Еду дальше, торможу резче, разгоняюсь сильнее. Оказывается, что задние 345-миллиметровые шины вполне могут справиться с 950 л.с. Вопрос в том, нужно ли это? LaFerrari мгновенно выскальзывает из лап лимитов, а дальше одна дорожка – в итальянскую тюрьму. Не верится, что машина так послушна и надежна, но это именно так. Ferrari не пропустила ни одного микрона в битве за центр тяжести. И оно видно. У LaFerrari удивительно мягкие пружины, они позволяют обтекать неровности пригородных шоссе плавно и без сотрясений. Руль превосходный, точный и живой. Каждую минуту новое открытие. Новая скорость. Некоторые фотографии немного не в фокусе. Уж простите.

Но на дороге скорость ограничена. Ты можешь потоптаться у верхней границы, но разгоняться дальше уже асоциально. Машина действительно очень дружелюбная, захватывающая и общительная, как 458. Но в черную дыру ее потенциала мы только заглянули. И когда мы поворачиваем на улицу Дино Феррари и едем мимо музея Ferrari к трассе Фьорано, паломники встречают нас залпами фотокамер. Привилегия, которую мы получили, взяв на тест эту машину, становится очевидна и реальна. Но это еще не все…

...мы выезжаем на трек!

“Чарли, в LaFerrari все происходит очень быстро, тебе нужно перестроиться. Но главное, будь спокоен, не напрягайся. Насладись моментом”.

Ох, нужно было его послушать. Рафаэле де Симоне – главный тест-пилот Ferrari. Его удивительно спокойный голос я слышу, ежась под ремнями пассажирского сиденья, которые впиваются мне в ключицы. Сейчас мы увидим, на что способен автомобиль в руках того, кто его настраивал. А следом – моя очередь.

Мы выезжаем из бокса, и после относительно спокойного круга, во время которого я понимаю, что Рафаэле может пройти трассу с закрытыми глазами, он спускает с поводка V12. Гипнотизирущий своей яростью 950-сильный V12. В левый поворот в конце прямой мы прибываем на скорости 260 км/ч. Это скорость болида Ф-1. Твою ж! Далее – изящный балет в клубах дыма от покрышек под лучший в мире саундтрек. V12 крутит 9250 оборотов снова и снова, яростно, грубо, азартно и стремительно. Слишком скоро мы возвращаемся в бокс, где механики Ferrari смотрят на меня выжидающе. И немного испуганно.

Механики готовят LaFerrari для TG

Автомобиль проверяют, снижают давление в шинах (они немного разогрелись). Я сажусь в водительское сиденье и снова регулирую педали и ремни. Замечаю плашку внизу руля: “Фернандо Алонсо”. Фернандо, как мне кажется, не простит, если его новую служебную машину поцарапают. Вечером у меня встреча с Лукой ди Монтедземоло. И когда он спросит меня: “Ну, как машина?” – я не хочу отвечать: “Классная, только от нее ничего не осталось”.

Выезжаю из бокса и стараюсь действовать как взрос-лый, сознающий свою ответственность. Получается неплохо: первый круг я проезжаю без происшествий. Даже на этой относительно спокойной (то есть жутко высокой!) скорости LaFerrari подает информацию с высокой четкостью, подначивая разгоняться быстрее и затопляя органы чувств информацией. Прохожу длинный Поворот 13, который заканчивается неожиданно короткой прямой, и разго-няюсь до предела на второй передаче.

Тихонько даю матерка. Третья, четвертая. Голову не ото рвать от подголовника.

Как по-итальянски будет “боком”?

Когда я проскакиваю боксы, явственно слышу слова: “следи за параметрами”. И потом вижу “ТОРМОЗИ!” огненными буквами. Я увернулся от гравийной ловушки (что на утренней сессии удавалось не всем) и от неприятных расспросов в кабинете Иль Капо. Оставшееся время на треке автомобиль мне льстил. Он уговаривал ехать быстрее, копать глубже. Стремительный автомобиль, не бешеный. Если не пороть горячку и учиться потихоньку, можно, можно нащупать его полный потенциал. Этот квест никогда не утомит.

Одним из трех критериев, определенных ди Монтедзе-моло для LaFerrari, была послушность. Ferrari поднаторела в электронике, улучшающей динамику и незримо помогающей водителю, не разбавляя ощущений. Эта часть техзадания выполнена на отлично. LaFerrari кротка и послушна, но ты никогда не устанешь исследовать глубины ее таланта. В этом ее гений.

Кто-то боялся, что система HY-KERS не даст насладиться V12, широкой душой Ferrari. Но я могу сказать, что она лишь обострила ощущения, сделала динамику еще более интерактивной и адреналиновой.

Машина действительно может перевернуть твое мировоззрение – иначе, думаю, Маранелло не сошло бы с рук то, что потомка Enzo назвали LaFerrari. Это Феррари. LaFerrari – предел того, что мы знаем, вершина возможностей дорожной машины. Понадобится большой скачок в науке о мате риалах, технологии аккумуляторов и максимальной скорости, чтобы затмить эту машину. Она эпохальна.

LaFerrari – вульгарное название. Но как много оно говорит!

ТЕКСТ: ЧАРЛИ ТЕРНЕР / ФОТО: ДЖО ВИНДЗОР-ВИЛЬЯМС