Супертест: Ferrari 458 Speciale

Никогда не знаешь, что ждет за поворотом. А на итальянском острове Эльба поворотов предостаточно.

Почему Эльба? Как сказал Джордж Мэллори, когда его спросили, почему он выбрал для восхождения Эверест: “Потому что он есть”. TopGear объездил всю Италию, но на Эльбе, что в 19 км от порта Пьомбино в Тирренском море, не был никогда. Единственное, что я знаю, это то, что Наполеона отправили на Эльбу после подписания договора в Фонтенбло в 1814-м. Но это, думаю, известно всем.

Сейчас Эльбу облюбовали небогатые туристы. А благодаря головокружительным серпантинам это еще и Мекка велосипедистов. Но в марте еще никого нет, весь остров погружен в жутковатый покой, обычный для курортов в межсезонье. А значит, мы сможем от души погонять 458 Speciale по таким дорогам, от которых маленький, но очень важный Ferrari придет в восторг.

Нечасто такое плавает на пароме

Speciale – техническая сенсация, маркер успеха Ferrari. В 2013 году компания урезала производство, что вызвало споры, и все же записала себе прибыль €246 млн. На счетах есть еще €1,3 млрд, но она ежегодно вкладывает большую часть денег в исследования и проекты. Ребята в Маранелло работают над такими штуками, что всякий раз сходишь с ума.

У Ferrari все лучше получается наделять свои автомобили особым характером: от LaFerrari до самого низа модельного ряда. Интересно, что можно было улучшить в 458 Italia? Ответ, естественно, не лежит на поверхности – в отличие от полосок на Speciale.

Это новая Ferrari в нашем любимом жанре. В 2003 году 360 Modena нашла себя в версии Challenge Stradale. Она была жестче, быстрее и на 110 кг легче стандартной. Но CS не пугала пилота до смерти и опровергала мнение о ненадежности Ferrari. 430 Scuderia была еще лучше, а на Фьорано – еще и быстрее Enzo. На этой модели были представлены нынешний E-diff и трекшн-контроль. За холодный асфальт она держалась слабо, и нужно было пристально следить за давлением в Pirelli, но, Боже, как мы ее любили!

У нынешней Speciale ворох задач. В сущности, это лаборатория Ferrari. Мы с Джастином забираем машину у дилера во Флоренции, едем на запад к Ливорно, а затем на юг, к Пизе. Первый выезд 458 Speciale после зимней спячки добавляет холодка. В памяти еще маячат прошлые покатушки, когда мы чуть не повесили 430 Scuderia на оливу.

Любой, кому доводилось забирать итальянский суперкар, скажет вам, что с первых же минут бравада приправлена страхом. Это 605-сильный Ferrari стоимостью около €220 000, и когда поднимается дверь гаража, сразу начинается квест. Миновать бордюр, не поцарапав днище Speciale? Получилось! И через восемь километров Ferrari развеяла все наши страхи. Пока мы кружили в поисках автострады, машина преподнесла первый сюрприз: вести ее легко и приятно. И самое сложное тут... магнитола. Да, приборная эргономика 458 очень смелая, но тыкать в кнопки удобно. Четырехточечные ремни слишком суровы. Мы с Джастином даже толком не разговаривали в пути – не могли жестикулировать.

Ferrari 458 Speciale; Цифры: 4497 см3, V8, 605 л.с., 540 Нм, 7-ступ. с двумя сцеплениями, задний привод, 0-100 км/ч за 3,0 с, 325 км/ч, 11,8 л/100 км, 1395 кг ; Цена: €220 000;

Зато было время подумать. Ferrari, как и Porsche, патологически внимательна к деталям, особенно в самых бескомпромиссных продуктах. Поговорив с теми, кто делал Speciale, я понял, что им пришлось почти полностью распотрошить автомобиль, чтобы добиться намеченных целей. Кузов, например, переделан на 20%. Толщина моторного щита теперь миллиметр, а не два, а центральный туннель новый. Компьютер вычислил, где и что можно сделать тоньше без вреда жесткости конструкции. Капот сделали дырявым. Он двухслойный, и один из слоев такой -тонкий, что его делают в Великобритании, где есть спецы по суперпластичной фор-мовке. Иначе большой риск, что деталь может лопнуть.

Speciale – наиболее аэродинамически эффективная дорожная Ferrari. Спереди у нее подвижные профили, которые срабатывают на скорости около 170 км/ч, уменьшая лобовое сопротивление на носу и увеличивая прижим на всем автомобиле. Сбоку, перед задней аркой, есть профиль с плоским основанием, который увеличивает прижимную силу, не повышая лобового сопротивления. Но самая внушительная работа – измененный выхлоп, с которым задний диффузор более эффективен. Сколько труда ради малой серии!

Полоски. Побольше бы автомобилей с полосками

На автостраде Speciale потрясающе устойчива: чем быстрее едешь, чем лучше работает обвес. Можно почувствовать, как воздух вокруг машины завивается в воронки. Двадцать лет назад на высокой скорости F355 превращалась в НЛО, а эта просто льнет к дороге. И это мы еще не доехали до виражей.

Главный город Эльбы – Портоферрайо. Он встречает нас большим архитектурным изяществом, чем некогда провожал Пьомбино. Здесь тихо, и громогласный Ferrari сразу привлекает внимание. Из ниоткуда возникают карабинери: их крутой самоуверенный вид немного портит полицейский Fiat Punto. “Фсе нормально?” – спрашивают они. “Да, фсе карашо, спасибо”.



Путешествие

Судя по количеству дорог на острове, круг по Эльбе – дело выполнимое и очень приятное. Так кажется. Из чудесного Портоферрайо мы поехали на запад в Проккио, потом по потрясающей дороге вдоль побережья до Марчана-Марина. Потом вернулись в Порто-Адзурро на ночь. На следующий день мы поехали в Рио-нель-Эльба, Ниспорто и Баньяйя, где нашли удивительно глубокие колеи.

Дороги Эльбы разнообразны. На Speciale стоят магнитореологические амортизаторы последнего поколения, и они нам понадобятся. У нас высокая цель – гора Монте-Капанне высотой 1019 м, а серпантин, ведущий к вершине, мешает плавные дуги с крутыми шпильками под вторую-третью передачи. На нем можно испытать руль, тормоза, -прочность кузова и пассажира.

Ширина суперкаров часто пугает, но 458 неширока. Она на 90 кг легче стан-дартной 458 (весит 1395 кг), коробка с двумя сцеплениями переключается на 20% быстрее вверх и на 44% – вниз. Обута машина в особые Michelin Pilot Sport Cup. Эти шины и карбон-керамика последнего поколения – убийственная комбинация. Speciale такая подвижная и приемистая, что повинуется мысли еще до того, как ты додумаешь ее до конца. Даже гиперактивный в стандартной 458 руль стал точнее. В подходящем повороте (даже на Эльбе таких нет) Speciale может развить 1,33 g боковой перегрузки.

Проще говоря, вы не найдете машину, которая окажется лучше на этих дорогах:

последний 911 GT3 близок и так же послушен, но 605 сил и красный сектор на 9000 об/мин заражают Speciale маниакальной страстью к разгону. А мотор! В свете появления California T с двумя турбинами в 4,5-литровом нутре Speciale поневоле видится лебединая песня атмосферного V8 от Ferrari. Новая California выдает 560 сил, а то, что придет на смену 458 Italia, будет тоже с наддувом и сил на 100 мощнее. Но кажется, что Ferrari жаждет делать именно такие машины, как Speciale. У нее новые поршни, более экзотическое масло, даже новые масляные каналы в коленвале. “Мы нашли предел возможностей атмосферного двигателя”, – говорит мне Гаэтано Чеккинелли, один из гуру Ferrari.

И электронные системы тут не такие зверские. Повернешь манеттино на “CT off”, и алгоритм новой системы SSC (управления боковым скольжением) оценит положение педали газа, руля, обороты мотора и угол увода шин и подскажет E-diff, как создать красивый занос, не сбрасывая 458-ю со скалы. Исторически среднемоторные Ferrari не склонны фамильярничать. Но эта – исключение. Шасси 458 – произведение искусства. Оно доказывает, что какой бы идеальной ни была электроника, здесь она лишь помогает раскрыть его потенциал. И не скрывает недостатков – как компьютерная графика в современном кино.

Speciale прекрасна и сверху

Аналоговое против цифрового – это бодание бесконечно. За поворотом после самого красивого пейзажа Эльбы мы встретили Fiat 124 Spider Abarth. Его владелец Франческо, который оказался метрдотелем в легендарном итальянском ресторане, с радостью предложил свой чудесный кабрик в качестве камера-кара. Это резвый бюджетный малыш, которые так хорошо делала Италия в 1973 году. Он сохранился в полном гоночном снаряжении: с легким капотом и крышкой багажника, 13-дюймовыми магниевыми колесами и хронометром Rally-Master перед пассажиром. У него 130 сил, масса не больше, чем обед супермодели, и жадные до бензина карбюраторы Weber. Стоит он сейчас чуть меньше €60 000. Франческо дает мне порулить. Не считая слабеньких тормозов, это идеальный автомобиль: на дороге, где с одной стороны – горы, а с другой – море, он послушен и быстр. Как же я оторвался!

Его, конечно, нельзя сравнивать с Ferrari, хотя они близки. Их связывает верность острым ощущениям. Чистота. 458 Speciale, нравится вам это или нет, для Ferrari – венец эпохи. Автомобиль, в который множество умных, исключительно увлеченных людей вложили все свои знания. И это видно. Ты чувствуешь это кончиками пальцев, ступнями, ушами, задницей. Впереди хороший поворот. Щелкаем рычажком влево, переключаемся вниз, газ в пол. Снова вверх, разгоняемся, тормозим, поворачиваем. И так до бесконечности.

Что может быть лучше этого? Да просто ничего.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ / ФОТО: ДЖАСТИН ЛЕЙТОН