Супертест: F12 vs Aventador vs Vanquish
Лучшие автомобильные путешествия начинаются с пробки на М6 возле Стока. Когда Бог дает тебе суперкары с V12, охотничий домик в горах и три дня хорошей погоды, он добавляет и мертвецки глухую пробку на самом унылом перегоне в Мидлендс. Эта была шедевром: два часа мы ползли в крайнем ряду по залитой молоком дороге – впереди перевернулась цистерна. Поскольку слизывать молоко дорожники снарядили котят в светоотражающих жилетах, у нас было достаточно времени, чтобы прикинуть, какая мощь и скорость маются без дела из-за пары сотен литров молокопродуктов на асфальте.
Ferrari F12 Berlinetta, Lamborghini Aventador Roadster и Aston Martin Vanquish: 36 цилиндров, 19 литров, ни единой турбины и общая цена в 50 000 000 рублей. Три последних суперкара с атмосферными V12 на планете основательно застряли. Ferrari и Aston опусто-шают баки почти безмолвно, а Lambo раздраженно бормочет, порой притворяясь, что потерял первую передачу. У нас почти 2000 лошадей, а нам некуда их выпустить. Какова ирония!
Но наконец котята нализались – можно ехать. Пробка рассосалась, и мы рванули на север, в Шотландию, через Озерный край по почти пустой М74. Небо синее, солнце не слепит, водители редких встречек гудят конвою из трех суперкаров. Где-то возле Моффата я расплываюсь в улыбке: каким бы великолепием ни сразило нас нагорье, этот момент не затмит уже ничто. Мы не притрагиваемся к лимиту, ведь автоколонна стоимостью миллион евро вряд ли сможет незаметно проскользнуть мимо патруля. Просто наслаждаемся весенним деньком и спокойно катим по самому пустому шоссе Британии на трех дюжинах цилинд-ров атмосферного счастья. Лучше не бывает? Еще как бывает!
Часа через три мы проехали Глазго, озеро Лох-Ломонд и бодро свернули налево, в горы. Припорошенные снегом вершины, темные вересковые долины и божественные дороги. Я в F12, и очень скоро у меня начинают ныть мышцы лица. Знаете, с какой силой нужно держать шею и сжимать челюсти, чтобы голова не откинулась на подголовник при резком разгоне? В самых быстрых машинах (Zonda, Agera и т.п.) ускорению предшествует хотя бы секундное затишье, пока переключается коробка или просыпаются турбины. Разгон – пауза – разгон – пауза, есть время расслабить лицо. Но в F12 резвый, свободно дышащий V12 и коробка с двумя сцеплениями, которая меняет передачи за тысячную долю секунды. Это яростный ровный разгон и неослабевающая тяга истребителя. Ты тужишься, как штангист, под нагрузкой напрягается каждая жила. Похоже на болид F1 90-х...
Нам велели заехать в замок Инверери – огромную серо-зеленую крепость, стоящую на берегу озера Лох-Файн, чтобы забрать ключи от охотничьего домика, который мы сняли у герцога Аргайлского. На входе ждал человек. “Привет, я – герцог”. Поразительно милый человек, трехкратный чемпион по поло... на слонах.
Герцог отдал нам ключи от домика на берегу Лох-Файн, с фасадом на запад, к горам и багряному закату. Мы сидели, пили пиво и смотрели, как закатное солнце играет на боках суперкаров. “Разве может быть что-то лучше этого?”
Может. На следующий день пошел дождь. На самом деле словом “дождь” не описать атмосферное явление, которым славится западная Шотландия, – каждая капля здесь вмещает существенно больше воды. Берем Aventador – ведь у него полный привод, а значит, вероятность улететь на нем в озеро смещается от “как пить дать” к “авось пронесет”.
Два колоритных итальянских бойца с V12 похожи друг на друга, как эспадрон и палаш. Во-первых, -посмотрите на Lambo. Его делали точно по учебнику “Как нарисовать суперкар”: ребра, жабры, лихой наклон лобового стекла. По дороге на север Ferrari едва удостаивалась взгляда, но поглазеть на Aventador -проезжие бросались через две сплошные.
В Ferrari ты садишься, как в автомобиль. В Aventador ты исполняешь приемы прыжка в высоту. Подняв дверь, перекатываешься через 30-сантиметровый порог и приземляешься в сиденье, которое, кажется, даже ниже асфальта.
Проехав метра три, понимаешь, что подвеска у Aventador в разы жестче, чем у Ferrari. Он так барабанит на ухабах, что начинаешь задумываться, а есть ли там подвеска вообще? Aventador бьет и козлит, не пропуская ни трещинки, ни уклона. Если хочешь ехать прямо, эта машина требует полной концентрации. А значит – не отвлекаться на пламя и тестостерон 6,5-литрового V12 за плечами. Мотор F12 – точный инструмент космического века. А этот грохот мне совсем не по душе. В нем слишком много драмы. Опусти миниатюрную перегородку за подголовниками и различишь гудение топливных насосов, бульканье жидкости и лязг металла. Где еще услышишь, как работает ТЭЦ, втиснутая в небольшой ящик?
Раньше мы ездили на Aventador, только с левым рулем. Здесь руль справа, и это оказалось проблемой. Тот, кто ездил на праворуком Citroen Saxo из середины 90-х, помнит, какие там педали: они смещены влево от колесной арки. Вот что общего у Lamborghini и бюджетного хэтча! И суперкар, пожалуй, даже хуже. Там, где должен быть газ, – пустота, а там, где должен быть тормоз, – газ. Не единожды я топал по педали газа, чтобы остановиться.
Но кривые педали – еще не все пороки гения. Обзор, как из-под паранджи, электростеклоподъемники подключены задом наперед, а коробка в повороте часто путает верх и низ – просто чтобы ты не расслаблялся.
На прическу Сэма никакая прижимная сила не действует
Если ездить на Aventador только по Кенсингтону, от такого можно плавно сойти с ума. Но когда мы помчали через Гленко, по лучшей дороге Королевства, мнение изменилось: под карикатурной внешностью и еще более карикатурным голосом Lamborghini кроется быстрый, серьезный и кайфовый автомобиль. Чем больше ему доверяешь – тем он лучше. Отличное сцепление, сказочный баланс и абсурдная скорость. Все органы чувств атакованы: после отжига на такой машине хочется тихо посидеть в одиночестве.
Или в Aston Vanquish, который был нашей депривационной камерой. На самом деле, я не возлагал больших надежд на Vanquish. Это самая жесткая и быстрая версия DB9, которая, несмотря на протесты Aston, выглядит уже далеко не молодо. Но это и не реликт. Это просто отличный английский GT. Старый Vanquish был неандертальцем с V12, но новый – большой, спокойный крейсер. У него приятнейший ход, он мчит стремительно и плавно. А музыка в нем лучшая из всех, что нам попадались. Aston даже сменил фирменный матричный дисплей на нечто из XXI века. Чего еще желать?
Шотландия выбрала его единогласно. Хотя глазели больше на Aventador, но самые теплые взгляды предназначались Aston Martin. Громкие итальянцы в равной степени провоцировали восхищенные и ядовитые комментарии, а Aston купался в искренней любви. “Вот это настоящий класс”, – заметил парень на заправке (а заправлялись мы часто). Он указал на Ferrari и Lamborghini: “В этих только моделей кадрить. А в этом даже… как ее?.. Хелен Миррен не стыдно -подвезти”.
Женщина с таким изысканным вкусом, как миссис Мирен, одобрила бы и управляемость Aston. Современные быстрые Aston Martin ближе к пределу начинают капризничать, но Vanquish даже на мокрых, скользких дорогах вселяет уверенность и вполне (для 573-сильного заднеприводного суперкара) послушен. Послушна, как ни странно, была и F12. Честно говоря, я не спал несколько ночей, думая о том, как в дождь поеду на 740-сильной Ferrari, особенно после того, как Кларксон назвал ее “немного психованной”. Но в шотландский сезон дождей F12 вела себя превосходно. Да, если водителю не хватит мастерства, его мигом художественно размажет по горам. Но F12 действует так четко и взвешенно, что можно подойти к самому пределу скорости. Как бы то ни было, марш-бросок в ливень был самой яркой поездкой в моей жизни.
Тем вечером мы сидели на берегу озера, пили пиво, смотрели, как дождь поливает три суперкара, и думали: “Разве может быть что-то лучше этого?”
Может. На следующий день выглянуло солнце. Мы сняли с Lamborghini крышу. Пяти гуманитариям на это потребовалось всего 45 минут и семь ободранных пальцев. Открытый Aventador сразу обрел смысл: еще больше шума, грохота и куража. А главное, голова больше не бьет в потолок.
Завтракали мы гамбургером из закусочной у перевала “Отдохни и будь благодарен” – в самом живописном месте для закусочной на колесах.
– Поедете по этой дороге? – спросил нас дяденька в закусочной, показывая на прекрасную дорогу, вьющуюся через долину.
– Мы бы с удовольствием… но она вроде перекрыта? В начале и конце дороги стояли крепкие ворота с обычным набором табличек: “Вход воспрещен”, “Частная территория”, “Прохода нет”.
– Ерунда. Хозяйка – моя знакомая.
Дождь, снег и V12. Летний отпуск в стиле TopGear
Через пять минут появилась хозяйка – невероятно дружелюбная женщина. Дайан – наверное, самый завзятый автомобилист, каких мне только доводилось встречать. Она рассказала, что закрытая дорога – заслуженный хилл-клайм Шотландии, тот самый трек, где оттачивал мастерство Джеки Стюарт. Она предложила нам спуститься и оторваться как следует, но только осторожно – внизу пасется корова. Ворота отперли, и мы провели несколько замечательных часов, катаясь туда-сюда по Глен-Кро и проверяя, какой суперкар лучше тормозит на навозе (Aventador). Если и есть более крутой рецепт идеального дня, чем гонки по залитому солнцем хилл-клайму в компании трех суперкаров c V12, то мне он неизвестен.
Мы не собирались делать тройной тест и выбирать однозначного победителя. У этих трех автомобилей разные задачи. Вместо этого я попробовал понять, за какой из трех суперкаров я бы отдал свои кровные, будь они у меня?
Салон Aston: стильно, если не смотреть на уродливый руль
Vanquish? Подозреваю, что и вам бы не понравился интерьер нашей машины, напоминающий отделку роскошных кроссовок. И его уродливый квадратный руль, который всегда как будто вверх ногами. К счастью, можно не брать ни то, ни другое. Прояви вкус – и салон Aston будет исполнен сдержанности. Думаю, не только мне кажется, что с карбоновыми имплантами этот Vanquish не так элегантен, как стандартный DB9, но Шотландии он понравился. А главное – Vanquish не такой жесткий и жестокий, как его итальянские компаньоны. И не забывайте: он дешевле, чем F12 и Aventador.
Aventador? В нем многое раздражает: педали, коробка, частые заправки. Но за это мы и платим. Большой Lambo – суперкар в самом традиционном смысле: своенравный, вздорный холерик, но по-настоящему талантливый.
F12? Вот здесь сложней. Наверное, самое неприятное – это органы управления инфотейнментом. Эти дешевые крутилки неприятно щелкают, а брелок на ключе еще хуже. И худощавому водителю захочется более плотных кресел. Но если есть деньги на F12 и время привыкнуть к ней, то ее владелец очень скоро станет самым счастливым человеком на планете. Поездив на F12, я подумал: не промахнулась ли Ferrari между двух стульев, несмотря на внушительные достижения в технике? Она недостаточно яркая и громкая, чтобы привлечь фанатов суперкаров, но слишком резкая для тех, кому нужен GT. Через пару дней я решил, что это лучший автомобиль на планете, абсолютно захватывающий гибрид GT и гиперкара. А этот V12! Забудьте турбины с изменяемой геометрией, гибридные модули и т.п. Атмосферный мотор F12 – лучший мотор на планете!
Руль F12. Информативный. Точный. Покрыт кнопками
Как известно, TopGear славится мудрыми, полезными советами. Поэтому я чуть мозги не сломал, стараясь придумать какой-нибудь практический вывод. И, думаю, у меня получилось. Отжиг по шотландской глуши на трех жутко дорогих, восхитительно быстрых суперкарах с V12 не избавляет от лысеющей шевелюры, не исправляет социальных недостатков, не привлекает к тебе красивых женщин. Не приглушает страха, что твоя жизнь ничтожна и бесполезна. Но это так классно! Это яркое подтверждение того, что мы, люди, иногда можем напрячься и сделать нечто изумительное.
Насколько долговечен будет этот шедевр? Назовите меня пессимистом, но я боюсь, что эти дни мы будем вспоминать как последние дни суперкаров с огромными атмосферными моторами. Да, быстрые машины будут всегда, как всегда будут дороги. Но нормы по выбросам скоро уничтожат большой, свободно дышащий V12. Даже Ferrari приняла гибридный привод и турбонаддув. Aston собирается объединиться с AMG, который уже делает наддувные моторы. Lamborghini? Он еще идет своим путем, но ставлю что угодно на то, что мотор Aventador – его последний V12 без турбины.
Двигатель: 5935 см3, V12, 573 л.с., 620 Нм
Динамика: 0-100 км/ч за 4,1 с, 295 км/ч
Трансмиссия: 6-ступ. автомат, задний привод
Расход: 14,5 л/100 км
Масса: 1739 кг
Динамика: 0-100 км/ч за 3,1 с, 340 км/ч
Трансмиссия: 7-ступ. автомат F1 с двумя сцеплениями, задний привод
Расход: 15 л/100 км
Масса: 1630 кг
Двигатель: 6498 см3, V12, 700 л.с., 690 Нм
Динамика: 0-100 км/ч за 3,0 с, 350 км/ч
Трансмиссия: 7-ступ. автомат, полный привод
Расход: 16 л/100 км
Масса: 1625 кг
Но что бы ни случилось с нашими большими V12, у нас останется Шотландия (если только не надумает отделиться – нынче это модно). Шотландия с блестящими дорогами, прекрасными видами и вкуснейшими гамбургерами с хаггисом. Потому что, оказывается, лучшее всегда приходит в последний момент: солнце в сочно-фиолетовом небе садится за Гебридские острова, три прожорливых суперкара воют в долине, взбираются вверх по склонам, а лучшие в мире дороги – наши и только наши. Если это был он – финал, ослепительный взрыв сверхновой, прежде чем суперкар с V12 канет в Лету… – то присутствовать при этом – огромная честь для нас.
ТЕКСТ: СЭМ ФИЛИПП / ФОТО: ДЖОН УИЧЕРЛИ