Супертест: Audi S1 Group B

В конце 70-х инженер Audi Роланд Гумперт прокатился на вездеходе, сконструированном для немецкой армии. Именно за рулем этого внедорожника Гумперта осенило: дорожным Audi не помешало бы такое же сцепление с дорогой! Мысль по тем временам радикальная. Но боссам идея понравилась, и вскоре появился Quattro. Оставалось только показать людям, что это ­работает…

Примерно тогда же в ЧМ по ралли ввели класс Group B. Теперь производителям было дозволено все, если их машина базировалась на дорожной модели серией не менее 200 автомобилей. Audi уже испытывала Quattro в ралли и к появлению Group B обладала преимуществом перед соперниками. В последовавшей гонке вооружений Audi смела конкурентов благодаря комбинации полного привода и чудовищной турбины.

Audi победила в зачете конструкторов 1982 года, а ее пилоты стали чемпионами мира в 1983-м и 1984-м. Победам заднего привода в WRC пришел конец. “Группа Б” породила жутких монстров – от Metro 6R4 до Lancia Delta S4. В мире не было дорог, которые бы их смутили, – ни в лесах Уэльса, ни на плато Кении. Тогда ралли было популярнее “Формулы-1”, а пилоты становились суперзвездами. Мир научился выговаривать самые труднопроизносимые имена, три из которых были связаны с Audi: Ханну Миккола, Стиг Бломквист и Вальтер Рёрль.

Ни в лесах Уэльса, ни на плато Кении не было дорог, которые бы смутили S1

На фото – настоящая машина Рёрля S1 E2 1985 года. Это уже не первый Quattro: у него укороченная колесная база и большая мощность. К моменту появления этой версии соперники Audi начали наверстывать упущенное. Peugeot под руководством Жана Тодта задвинул мотор своего 205 T16 в базу и завоевал титул в 1985 году. S1 в том сезоне победил всего однажды. Итак, это не самый успешный из Quattro, но самый отмороженный.

Благодаря ведерной турбине его 5-цилинд­ровый мотор развивал 500 сил. С новой системой антилаг S1 носился по дорогам, стреляя, как безумный. Некоторые панели были из легкого карбон-кевлара, арки окружало что-то вроде пластиковых желобов, а огромные крылья направляли поток воздуха вокруг машины. Автомобиль вышел грубый, уродливый и бешеный. Под капотом металась спятившая белка, умело изображавшая перепускной клапан турбины.

Тот, кому повезло поездить на болиде “Группы Б”, знает, что там жарко и страшно. Особенно, когда зрители обступают дорогу вплотную и расступаются, как косяк рыбы, ­только чтобы пропустить машину. Некоторые подходят вплотную, так, что их задевают крылом или зеркалом. На ралли Сан-Ремо-1985 один парень встал так близко, что S1 Рёрля ударил его. Несмотря на сломанную ногу, фанат был в восторге: ведь на него наехала легенда! А Рёрль ту гонку выиграл...

Увы, S1 E2 стал последним Аudi Group B, потому что в 1986 году класс запретили (смертей стало слишком много). И хотя класс прожил недолго, о нем вспоминают до сих пор. Может быть, потому, что слишком быстро его закрыли. А может, потому, что ничего подобного с тех пор не бывало. И с тех пор ралли уже не было прежним. После запрета лишь немногие болиды Group B продолжали появляться то на Пайкс-Пик в Колорадо, то на разных выставках. Некоторые были замечены на грязных треках ралли-кросса.

Вальтер Рёрль на S1 в 1985 году. Разойдись!

Да, “Группы Б” давно нет. Но ее дух живет! Возьмем Peugeot 208 T16: он был создан для хилл-клайма Пайкс-Пик, и в прошлом году Себастьян Лёб установил на нем рекорд – 8:13,878 от подножия до вершины. Теперь болид готовят для ­чемпионата по ралли-кроссу, возрожденному и ­признанному FIA.

875-килограммовая 875-сильная машина будет соревноваться в гонках, где нет строгих правил... Group B XXI века? Спросим раллиста Криса Мика, который ездил на 208 T16 в прошлом году. “Можно сказать, что это “Группа Б” по последнему слову техники, – говорит он. – Соотношение мощность-масса – ураган. С ума сойти. В некоторых поворотах я дышать не мог, такие перегрузки…”

“Группа Б” снова с нами?
Вроде того. Peugeot 208 T16 больше всего напоминает монстров ”Группы Б”, только он современный. И всерьез собирается на чемпионат мира по ралли-кроссу в этом году

Ну как, достаточно безумно? Представьте гонку, где такие машины едут не на время, а друг против друга: вот что нас ждет, когда начнется сезон ралли-кросса! Станет ли он новой “Группой Б”? Судя по именам, да – мы увидим Жака Вильнева, Кена Блока, Дэвида Култхарда, Таннера Фауста из американского TopGear…

И хотя мы не очень любим правила, на одно согласны: чтобы участвовать в гонке, каждый автомобиль должен получить омологационную дорожную версию. С Quattro сработало – сработает и сейчас!

ТЕКСТ: ДЭН РИД / ФОТО: RIPLEY & RIPLEY