Супертест: Ariel Nomad

Вина – вот что я сейчас чувствую. Грязь фонтаном заливает кокпит. И чего бы ей не заливать, ведь он открыт всем ветрам. Большие плюхи летят на сиденья, каркас, педали, ремни, меня и все остальное. Этот автомобиль весь состоит из щелей – его никогда не отмыть до вчерашнего блеска.

Вчера я видел, как этот Ariel Nomad собирают. Это пока единственный экземпляр, с которого они сдувают пылинки. И вот из-за меня он по уши в дерьме. Но когда колеса буксуют и грязь с Солсбери-Плейн фонтаном бьет мне в лицо, о вине легко забыть.

Послушайте, как можно не забыть обо всем в автомобиле, совмещающем в себе быстроходный вездеход спецназа, пляжный багги и квадроцикл, от которого на сто метров разит Бахой? Это радиоуправляемая моделька в масштабе 1:1, и она офигительна.

Внедорожный Atom. И в дизайне, и в исполнении видна порода, но Nomad – это не просто Atom с задранной подвеской, обутый в комплект внедорожных шин. Хотя начали они именно с этого. А когда испытали то, что получилось, им понравилось, и они решили конструировать внедорожник.

Если вам кажется, что компания, которая до сих пор не собирала ничего, кроме хардкорных ракет для трека, сделала рискованно смелый шаг, то вам стоит кое-что узнать о людях, которые руководят Atom. У Саймона Сондерса и двух его сыновей, Тома и Генри, на троих четыре Defender. Том обожает мотокросс, и, спросив у Генри, почему во дворе стоят шесть грязных горных великов, я понял, что 20-минутный перерыв на чай может вместить лишь краткое вступление к разговору о предмете его страсти. Вдобавок родина Ariel – глубинка Сомерсета. Не думаю, что у местных Atom пользуется большим спросом, а вот Nomad…

Все навесное – пластиковое, из материала для дорожных конусов

Итак, выучившись на ошибках Atom, Nomad пошел совершенно иным путем, сохранив только цифровую приборную панель и кнопки. Конструкция полностью новая, это не просто Atom с нахлобученным верхом, а сконструированный с нуля автомобиль, который весит всего на 15-20 кг больше. Весь “кузов” пластиковый, из материала для дорожных конусов – буквально неубиваемый. Двигатель 2,4-литровый K24 Honda, а хороший объем дает хороший крутящий момент и тягу на низких оборотах. Привод на заднюю ось, коробка шестиступенчатая. Есть широкий ассортимент шин и подвесок, но эти BFGoodrich Mud Terrain самые шипастые, а новенькие Öhlins с выносным резервуаром – лучшие из четырех видов. Да, можно поставить фары на крышу и лебедку, и антенну, и флаги, и кучу всего.

Идея такова: Nomad – платформа, с которой, с правильными спецификациями, можно и на гонки по бездорожью, и в поле, и на пляж. Ariel говорит, что к ним и военные уже подкатывали.

До сотни за 3,4 с. до 160 км/ч за 8,7. Резвый малыш

Мы приезжаем к ланчу. В дополнение к шести секциям в цеху сборки (в пятом как раз собирают Nomad) есть три рабочих места для мотоциклов Ace и два стола на козлах. Здесь народ и обедает. Достает пластиковые канистры и ланчбоксы, а вскоре к зданию подъезжает фургон с сэндвичами. Это трудолюбивое, дружное, сплоченное братство, в котором приятно работать. А ведь работают они с успехом. Около 1400 Atom было собрано за 15 лет, спрос по-прежнему активный, и когда в январе они представили Nomad, в первую же неделю 20 клиентов оставили задаток.

В Nomad в первую очередь поражает размер. Он короче сити-кара, но клиренс около 20 см при боевой осанке. Знатоки офф-роуда любят болтать о свесах, но здесь их нет. В базовой комплектации автомобиль весит 650 кг, а этот – с лебедкой, дополнительными фарами и огромными шинами 235/75 R15 – чуть больше семисот. И все же это немного для автомобиля, развивающего 238 сил и 300 Нм. Совсем немного. Поэтому следующее, что поражает в Nomad, это его скорость. До сотни – за 3,4 с. До 160 км/ч – за 8,7. Резвый малыш. Естественно, Ariel рассматривает возможность поставить на четырехцилиндровый мотор компрессор…

Но первое, что придется освоить, – это технику посадки-высадки. Да, проем довольно большой, а руль снимается, но если сначала ставить левую ногу, потом садиться и тащить правую, то какая-нибудь конечность снаружи да останется. Итак, руками беремся за каркас, опускаем обе ноги, затем садимся. Несмотря на голую раму, внутри уютно. Цельное двойное сиденье заменено двумя отдельными, что позволило передвинуть ручник на центральную консоль, где сложнее его заляпать. Немного странно смотреть в полноценное лобовое стекло, и еще необычнее видеть там дворники, но в остальном все знакомо, а посадка почти идеальна.

Атмосферный 2,4 заводится ровно и дружелюбно, как настоящая Honda, а с такой шикарной коробкой плавно тронуться проще простого. Едем на Солсбери-Плейн. Есть характерные черты Atom: ветром полощет правую штанину, в левое ухо рвется приятный звук впуска. Остальные ощущения – новые. Главным образом это грохот покрышек на скорости выше 80 км/ч и чувство почти полной неуязвимости.

Вне дороги Nomad мягкий и устойчивый. Идеален для поездок по полям

На дороге он кайфовый. Не такой отморозок, как Atom, но довольно классный, с коротким рулем и хорошим балансом. Развал передних колес 1,5 градуса, чтобы улучшить поворачиваемость, а задние стоят ровно для максимального сцепления. Подвеска с двумя пружинами. У каждого амортизатора мощная длинная пружина и еще одна, покороче и помягче.

Внедорожная и дорожная, получается. Витки мягкой помогают преодолевать рытвины, “лежачих полицейских” и обычные неровности асфальта, а длинной – валить по ухабам. Ход подвески примерно такой же, как у полноценного болида WRC.

Из-за инерции большие шины не любят отклоняться с курса. В руле чувствуется сопротивление, автомобиль кренится и вот уже срывает задние шины. Протектор из высоких узких блоков и глубоких канавок не держит плоский твердый асфальт. Но автомобиль устойчив.

Там, где Atom мечется, этот – плывет. И все же, чтобы увидеть Nomad в лучшем свете, нужно съехать с дороги. Солсбери-Плейн, полигон британской армии, как раз нам подходит. Сегодня, в Страстную пятницу, испытаний нет – мы можем покататься. Выезжаем из Тилсхеда по мокрым грунтовкам и очень скоро обнаруживаем самую большую проблему Nomad – бомбардировку грязью. На скорости 13 км/ч высокий протектор работает как лопата: загребает землю и кидает ее прямо в открытый салон. Не удивительно, что в опциях будет набор защитных панелей. Купите обязательно.

Из темных зеленых аллей мы выезжаем на холмистые травяные равнины. Вот и площадка для игр. Теперь подвеске выпадает шанс показать, что она может, когда Nomad весело носится туда-сюда, пружиня на ухабах, подпрыгивая и скользя. Здорово посмотреть под ноги и увидеть, как сжимаются и растягиваются эти потрясающие Öhlins, а колеса пляшут под их дудку. 65% массы – на задней оси, со сцеплением нет проблем. Подвеска такая регулируемая, что можно играть, меняя характеристики. Впрочем, это для тех, кто любит заморачиваться. Nomad и по умолчанию потрясающий. Я представляю себя в гигантском багги для Бахи на дистанционном управлении. И как будто снова попадаю в детство. Я мечтал об этом, когда был маленьким: забраться в Tamiya Frog. Вот я в него и попал. Волшебство, да и только.

Я подумал (и, как оказалось, ошибся), что Nomad может быть кайфовым только на скорости. Но когда мы нашли крутые спуски и глубокие колеи, у меня открылись глаза. Классно просто медленно переползать по ним, позволять автомобилю находить путь через препятствия, быть в тесной связи с окружающим миром. Понижающей передачи, конечно, нет, и иногда барахлит газ, но в целом вас шокирует то, куда может забраться Nomad.

Обожаю его за то, что он так непохож на других и при этом практичен и серьезен. Конечно, это игрушка, но она так просто и логично сконструирована, что удивительно, почему никто раньше до такого не додумался. Честно говоря, я бы купил такой вместо Atom или Caterham, или любого другого автомобиля для трека. И по бездорожью ездил бы на нем, а не на Defender. Словом, к черту чувство вины. Я куплю себе такой.

Цена: £30 000 (прибл.)
Двигатель: 2354 см3, 4 цил., 238 л.с. при 7200 об/мин, 300 Нм при 4300 об/мин
Динамика: 0-100 км/ч за 3,4 с, 220 км/ч
Трансмиссия: 6-ступ. механика, задний привод
Расход: н/д
Масса: 650 кг плюс опции

ТЕКСТ: ОЛИВЕР МЭРРИДЖ

ФОТО: РОУЭН ХОРНКАСЛ