Сдача на права: Дерек Белл

Возраст: 73 / Профессия: гонщик / Национальность: британец

Когда вы впервые сели за руль, и кто вас учил водить?
О, это было лет сто назад… Я родился на ферме, на юге Англии. И уже лет с семи мне частенько приходилось водить джипы, тракторы, другую сельхозтехнику – короче, все, у чего были колеса. Меня никто не учил: так, показали, куда нажимать и за что дергать, – вот и вся автошкола. Где-то лет в 15 я впервые оказался на гоночном треке, благо он находился в восьми километрах от нашей фермы: Гудвуд – может, слышали о таком? Так вот, я пришел туда поглазеть на гонки, узнать, что к чему. Оказалось, чтобы получить легальный доступ на трассу, сначала надо было поработать маршалом. Так что меня оформили в местный автоклуб. Через год я собрался поступать в автоспортивную школу, но не тут-то было: “Извини, парень, придется подрасти и получить права”. Через пару лет я снова вернулся на трек, но уже с лицензией.

Значит, все началось в Гудвуде?
Да, но простым мой путь не был. Прежде чем проехать всю трассу полностью, я должен был изучить ее. Но поскольку за проезд по каждому участку кольца нужно было платить отдельно, мы отрабатывали пилотаж от поворота до поворота. Проехал кусок трассы – возвращаешься. И так несколько месяцев. Через полгода я знал все повороты и периодически приезжал на трек покататься. Как-то раз менеджер нашего клуба, увидев результаты очередных заездов, подошел ко мне и сказал: “Парень, у тебя талант, я уверен: ты станешь классным пилотом”. Потом я гонялся в “Формуле-3”, Ле-Мане и Королевских гонках…

1
Формульная Ferrari Белла с оторванным задним антикрылом
2
На съемках фильма “Ле-Ман”: Дерек показывает Маккуину, где в машине руль
3
Да, Энцо Феррари так и сказал: “У тебя будет отличная карьера в автоспорте!”
4
Лемановская команда Porsche, выпуск 1981 года. За кадром – сам Ферри Порше

Сильно нервничали во время первых стартов в Ле-Мане и “Формуле-1”?
Всегда. Каждую гонку. Даже если бы Ле-Ман длился не сутки, а всего час – я все равно нервничал бы. Если меня, опытного старика, прямо сейчас посадить в гоночный автомобиль и сказать “Жми!”, я тоже буду нервничать. Знаете, на треке порой такая скорость – аж зубы сводит! Так что да, я трясся как лист каждую гонку. А еще эти аварии – особая тема.

Что приходит в голову в момент аварии?
Слава Богу, у меня их было не так много, но парочку я запомнил на всю жизнь. Например, я стукнулся в первой же гонке в “Формуле”. Это было в Монце, где я выступал за Ferrari. В квалификации я занял поул-позишн – неплохо для новичка! У меня был хороший темп, но кто-то въехал в меня сзади, не помню, кто именно, – машину просто закрутило. Я даже испугаться не успел! Но в 1990 году чуть не поседел: ошибся в одном из виражей за рулем лемановского Porsche 962, машина сделала несколько кульбитов в воздухе и приземлилась на крышу. Но это не все. Выбраться из автомобиля не было возможности – двери-то открывались вверх! – а звук вытекающего бензина оптимизма не внушал. Все, думаю, сейчас тачка загорится, кокпит наполнится дымом, и получится Белл-гриль... Но маршалы быстренько перевернули машину и вытащили меня. К счастью, обошлось без голливудского экшена.


Машины Белла
Самая первая
International
Самая любимая
Porsche 924 Turbo
Худшая
Ford Model C



Расскажете о самых трудных финишах в Ле-Мане?
Ну, я гонялся в Ле-Мане 26 раз, из них 17 финишей – и ни одного легкого. Но была пара ситуаций, когда я хотел послать все к чертям. В 81-м и 82-м мы с Джеки Иксом выигрывали гонки, но чего нам это стоило! Машина постоянно ломалась, то одно, то другое, ее постоянно ремонтировали, но мы оставались на первой позиции. Вопреки всему! А один раз за полтора часа до финиша, когда я сменил Джеки, менеджер попросил меня сбавить темп – тормозные диски были на исходе, а времени их менять у нас не было. Фактически машина осталась без тормозов, так что мы могли вообще сойти. Когда за спиной 23 часа гонки! Но я умудрился не только доехать первым, но и дважды улучшить рекорд круга. Это была тяжелейшая победа в моей жизни.

А в 1995 году я гонял вместе со своим сыном Джастином за McLaren. С самого начала гонки зарядил сильнейший дождь, так что мы готовились к худшему. И через 15 минут после очередной смены пилотов Джастин вдруг сказал по рации, чтобы я готовился его сменить. Что за чертовщина – я собирался отдохнуть! Но парень потерял концентрацию, а это очень опасно в таких гонках, особенно в дождь. Я на 30 лет его старше, и мне пришлось сидеть за рулем всю ночь! Тогда мы приехали третьими, подвела коробка передач… Но мы приехали!

Вы бы хотели что-то поменять в своей жизни? Может, ну его, этот автоспорт?
Шутите?! Я бы не стал вообще ничего менять. Взять даже “Формулу-1”, с которой у меня как-то не очень сложилось, – это же такой опыт! Но если бы я не увлекся автоспортом, то наверняка сейчас был бы фермером. Вообще, если честно, мой папа хотел, чтобы я стал военным…

С другой стороны, не представляю себя без скорости – даже на обычных дорогах люблю прохватить с ветерком. Да, я езжу быстро, но не как идиот, хотя жена постоянно утверждает обратное. Не так давно в Штатах мы с приятелем на Ferrari положили стрелку спидометра... Только жене не говорите!