Ричард Хаммонд о звуке электромобилей

Меня больше всего впечатлило не молчание могучего Porsche 918, а те немногие звуки, которые он производит. Прохожий поразится сверхъес­тественно беззвучному движению. Кажется, что земля наклонилась и машина катится вниз. А когда смотришь, как автомобиль въезжает на уклон, кружится голова – мозг отказывается воспринимать такое движение. Весь твой жизненный опыт говорит, что такого быть не может.

Но в салоне слышно, как все движется. Различные звуки объясняют, что происходит, когда пейзаж за окном начинает скользить. Я ездил в 918-м по городу и слушал суперсовременное гудение и жужжание. Конечно, когда подключается 4,6-литровый V8, тихие звуки электромотора и вспомогательных систем теряются в яростном реве сгорающего топлива. Услышав его, я улыбнулся. Но меня поразило, насколько старомодно он звучит. А ведь электрификация автомобилей только началась.

Скоро ли бензиновые двигатели вымрут, как динозавры, станут ископаемыми, как топливо, на котором они работают? Когда их погребет под собой лавина тихо жужжащих и гудящих современных систем? Есть люди, которые торопят этот момент, уже готовят башмаки, чтобы станцевать на могиле бензинового мотора. Эти люди поспешили спросить нас, что мы будем делать, когда автомобили станут электрическими?

Поскольку наше дело – комментировать, нас не пугает перспектива радикальных изменений в пред­мете наших комментариев. Как бы ни ме­­нялся автомобиль, пока он есть, нам будет о чем поговорить.

Звуки в салоне 918 – пощелкивание и жуж­жание – заинтриговали меня, я их не понимал. Но в один прекрасный день они обязательно ста нут знакомыми, и я смогу читать их. Мне предстоит выучить новый язык.

Через неделю мне пришлось поездить на другом электромобиле, на BMW i3. Это первый опыт дорогого и качественного современного сити-кара – истинного BMW. Изумительно! Возможно, двери сделаны распашными ради легкости, и хотя пролезть на задние сиденья стало не проще, а сложнее, они просто замечательны. Салон отделан материалом из чего-то переработанного – это стильно, современно и свежо.

В нем еще больше всяких звуков, чем в 918, но лучше всего то, как он себя ведет. Сними ногу с газа – и почувст­вуешь, как автомобиль мощно потянуло назад. Это рекуперативные тормоза выжимают кинетическую энергию, превращая ее в топливо. В результате ты останавливаешься задолго до намеченной точки перед перекрестком.

Получается, нужно учить не только новые слова, но и приемы. Да, любой может прыгнуть за руль автомобиля и помчать, наслаждаясь после бензинового автомобиля тишиной и тягой с низких оборотов. Но научиться управлять им мастерски – на это нужно время. И тому, кто прожигает жизнь, болтая о достижениях других (да, повезло), придется разработать и использовать новый лексикон.

Я использовал “жужжать” и “пощелкивать” – и иссяк. Нужно больше слов, чтобы описать другим звуки электромобиля. Вот и нам нашлось увлекательное, новаторское занятие.

Удивительно, но миссис Хаммонд, верный фанат старых Land Rover, при виде ультрасовременного i3 стала охать, ахать и проситься за руль. Так и я, глядишь, стану падок на новинки.

Наблюдая восторг жены при встрече с электрическим BMW, я, признаюсь, почувствовал легкое сожаление – вот и конец эры бензиновых автомобилей. И вспомнил о гараже, полном старых, дырявых бензиновых динозавров.

Что же будет с моим Mustang, пожилым Bentley и E-Type? Мне их что, выбросить? Тем же днем я поехал прокатиться на Fiat 595 Abarth. Если бензиновым автомобилям суждено превратиться в динозавров, то этот малыш проскользнет мимо охранников и всех перекусает. Неделя скольжения на электричестве еще не выветрилась из памяти, но ее затмила грубая мощь живого огнедышащего мотора. Электромобилям найдется место, когда они придут. Но и бензиновым машинам тоже. Мне нравится ездить на работу на почти бесшумном автомобиле с по-современному простым интерьером из красивых материалов. Но выходной я проведу, гоняя по шоссейкам на Mustang, сжигая бесценные литры ископаемого топлива, купленного у любителя, который хранит его, как старое вино. Автомобиль не умер. Он проживет еще долго. Он эволюционирует, и мы эволюционируем вместе с ним. И это будет увлекательное, хоть и малошумное путешествие.