Q&A: купите немного Ferrari, сэр!

– Итак, что происходит в Маранелло?
Ты, наверное, в курсе, что Лука ди Монтедземоло покинул пост главы Ferrari, а теперь компанию выводят из состава Fiat Chrysler Automobiles (FCA). Причем 10% акций выпустят в продажу. Теоретически у тебя появился шанс стать миноритарным владельцем Ferrari. Однако вся компания не продается. Основная часть бизнеса останется в руках тех же людей, которые владеют им сейчас.

– И на кой все это “Фиат-Крайслеру”?
– Во-первых, чтобы привлечь средства. Надо же на какие-то шиши возрождать Alfa Romeo! Но есть и другая причина – узнать, что почем. Никогда не узнаешь, сколько стоит компания, пока ее кто-нибудь не купит. Большинство автомобильных фирм инвесторы не ценят. Бюджеты в этом бизнесе гигантские, а прибыли – несопоставимо скромные. Но глава FCA Серджио Маркионне надеется, что Ferrari оценят как лакшери-бренд. Если он прав – Ferrari потянет на 10 миллиардов евро.

– Десять миллиардов?
– Ну, это оптимистическая оценка. Сам бренд Ferrari имеет огромную финансовую ценность, но автомобильная компания в любом случае требует куда более основательных инвестиций, чем, скажем, дом моды, получающий доходы от сумочек, туфель и духов. Флакону туалетной воды, видишь ли, не требуются дорогостоящие краш-тесты.

– Если Ferrari станет самостоятельной, это как-то отразится на жизне­деятельности компании?
– В ближайшем будущем – вряд ли. У Ferrari крайне мало инженерно-конструкторских взаимоотношений с “Фиат-Крайслер”. Но в теории траблы возможны. Сейчас, например, Ferrari плевать на средние показатели выбросов СО2, ведь компания является частью FCA. Как они будут выкручиваться, если станут самостоятельными? К тому же акции Ferrari внесены в список нью-йоркской фондовой биржи, а значит, от итальянцев потребуют большей прозрачности в делах, и в том, что касается F1, тоже. Сейчас Ferrari не упоминает “Скудерию” в своих отчетах.

– Но ведь все это затронет и дорожные Ferrari?
– Похоже, Монтедземоло – воплощение и дух современного Ferrari – “ушли” именно потому, что он противился такому решению. Новый глава фирмы – сам Серджио Маркионне. Но у него нет харизмы, популярности и гоночного прошлого Луки. Скорее всего, и Маранелло отныне будут заправлять, как любой другой автомобильной компанией. Со всеми последствиями, вытекающими из более тусклого, коллегиального руководства. Смогут ли в таком месте рождаться автомобили, способные восхищать?