Полировка с понтами
“Первый раз, когда я взялся за полировку, машинка соскользнула, наскочила на эмблему Mercedes и та отлетела в угол. “Черт, что я скажу владельцу-старичку?!”” Мысль о том, что самый крутой детейлер на планете начинал с прозаического косяка, настраивает на оптимистический лад.
Набил Наамо, который вместе с братом Мазином основал Topaz Engineering, продолжает: “Первым делом я опробовал машинку на старом C-Class моих родичей, и тогда все пошло не очень гладко”.Братья набивали руку на прекрасных автомобилях, помимо разных Porsche и Ferrari они упоминают “все мыслимые М-серии BMW”. И спустя какое-то время после того, как они всерьез увлеклись детейлингом, их озарило.
“Мы так классно полируем наши машины, они выглядят просто изумительно. И так круто больше нигде не делают. Значит, есть ниша, и мы можем ее занять”.
“У завода есть лимит. Они говорят, что 90% клиентов довольны покраской, а больше им и не надо”, - рассказывает Мазин, когда мы стоим возле новенького Ferrari F12, над которым они трудятся. Я не сомневаюсь в мастерстве братьев, но визг ручной шлифовальной машинки ассоциируется у меня исключительно с доморощенным сервисом. И когда я вижу, как она ходит по кузову автомобиля, который стоит 340 тысяч евро, у меня внутри все переворачивается.
“На то, чтобы довести поверхность до идеала у нас уходит 80 часов. На то, чтобы собрать автомобиль на заводе, производитель тратит 100 часов. Они не будут удваивать время сборки ради 10% покупателей”.
Когда за F12 встает новенький LaFerrari и шлифовальная машинка с визгом переходит на автомобиль в пять раз дороже первого, я решаюсь спросить, а как лучшие автопроизводители мира реагируют на то, что их покраску кто-то собирается улучшать. “Мы не говорим, что производители плохо красят машины. Мы говорим, что с коммерческой точки зрения им выгоден определенный потолок. А такие компании как наша, готовы идти дальше”, - говорит Мазин.
Topaz предлагает разнообразный ассортимент детейлинговых услуг, но их “полный набор” (который может стоить больше €14 000) достоин называться самой понтовой полировкой в мире. Этот процесс по духу ближе к криминалистической экспертизе.
Первый инструмент — точечный свет. Специальный фонарь выявляет “паутинки”, “голограммы” или “апельсиновую корку” (пупырышки, которые есть даже на самых новых машинах вроде F12). То, как отражается свет, имеет ключевое значение для процесса. Topaz использует разные лампочки в разных комбинациях, чтобы обнаружить все мыслимые дефекты. Следующим достают электронный толщиномер, чтобы посмотреть, как изменяется толщина красочного слоя. На каждой панели делают до 30 замеров (например, на этом ярко-голубом Pagani Zonda Roadster). Таким образом можно определить равномерность лакировки, а на подержанных машинах — оригинальна ли панель и хорошо ли положена шпатлевка. Дальше очередь электронного микроскопа. Он дополняет данные толщиномера, обнаруживая царапины, не различимые человеческим глазом. Дальше из ровного строя зловещих на вид шлифовальных машин выбирают нужные — и за дело. Но приборы и датчики это еще не вся “криминалистика”. Для каждого процесса используются тряпочки своего цвета. Даже Набил соглашается, что это уже смахивает на манию, но ящички с аккуратными ярлычками буквально добавляют веселой радуги в строгую научную атмосферу.
Как только краску отшлифуют, нужно снова наводить блеск. Компоненты смеси братья держат под секретом, они разработали ее сами, путем проб и ошибок, на своих собственных и родительских автомобилях. Судя по кодовым названиям на флаконах, их содержимое остается тайной даже для тех, кто его наносит.
Многие клиенты на этом и остановятся, они и так уже выложили семь тысяч. Но нам больше всего любопытен следующий этап, особенно когда для демонстрации выкатывают только что отполированный LaFerrari. Защитная пленка (PPF) не новость, но пленка Topaz самая дорогая и, как они говорят, невидимая. Этот клейкий пластик с гибким верхним слоем лака, создает полное ощущение — визуальное и тактильное — краски. А еще он самополирующийся: царапины, которые не нарушают целостность пленки, оплавляются и затягиваются при нагревании (солнечного тепла достаточно). Мазин показывает пленку в действии, напав на ничего не подозревающий суперкар с проволочной мочалкой в руке.
Topaz сам вырезает лекала из пленки, рисуя каждую панель, с тем чтобы потом создать электронный шаблон и распечатать уже с липким слоем. Спец по наклеиванию PPF Гэри Вуд описывает процесс так: “Представьте, что нужно обернуть пленкой футбольный мяч”. Плоский лист пленки нужно идеально гладко прижать к сложной трехмерной форме. А что по форме может быть сложнее тщательно разработанного аэрообвеса LaFerrari?
Я, не отрываясь, наблюдаю, как работает Гэри. Смотрю, как он наносит пленку на передние крылья и капот дорогостоящего чуда из Маранелло. Сначала он распыляет разбавленный шампунь, чтобы клей сразу не прилип. Потом разглаживает пленку на поверхности, как опытный массажист, и потом брызгает из распылителя разбавленным спиртом, чтобы удалить шампунь, и пленка приклеивается.
Если обычно на то, чтобы обернуть машину пленкой, уходит день, то с LaFerrari нужно два. Вечером приносят пончики и пиццу. Ребята явно не собираются уходить, пока не закончат работу. Жирная пища контрастирует с аккуратностью и тонкостью работы, но калории очень кстати — энергии нужно много.
Конечно, можно скептически фыркнуть, зачем так убиваться и наводить идеальный блеск на 950-сильный суперкар. Мы бы лучше покрыли его пылью и славой, попади он к нам в руки. Типичный клиент Topaz так и сделает, уверяет нас Набил.
“У нас разные клиенты, но большинство хочет ездить на своих машинах. Вот на этом 964 RS (прекрасно отреставрированном легковесе начала 90-х) завтра поедут в Германию. Это же 964, он стоит кучу денег, а человек хочет защитную пленку, потому что собирается ездить на машине. Наши клиенты не сдувают пылинки со своих тачек, не дрожат над ними”. Как приятно это слышать!
ТЕКСТ: СТИВЕН ДОБИ / ФОТО: ГРЕГ УАЙТ