Пол Хоррел о Smart

У меня дома где-то валяются старые часы Swatch. Спецвыпуск, никогда не выходивший в открытую продажу. На ремешке – окольцованная трехлучевая звезда. Я отхватил их на пышной прессухе в марте 1994 года, когда Mercedes-Benz и Swatch объявили о намерении вместе строить автомобили.

Проект обещал выстрелить. Часовщики предлагали опыт в маркетинге высшего уровня и дешевую, но качественную производственную базу. Mercedes брал на себя конструирование и безопасность.

Но все пошло не по плану. Главе Swatch Николасу Хайеку явно не терпелось. Он видел “Смарт” гибридом и даже электромобилем, а все закончилось обычным бензиновым мотором. И постепенно Mercedes начал прибирать дело к своим рукам. Когда в 1997 году автомобиль появился во Франкфурте, он ­произвел фурор. Но вскоре после начала продаж пара машинок сделала уши в безобидной ситуации...

И все же, когда в конструкцию Smart внесли необходимые поправки, машинка нашла своего покупателя. Объемы продаж выросли до 100 000 в год. И на этом остановились. Цифры неплохие, но для прибыльной деятельности недостаточные. Забавная тачка стала обузой для материнской компании. Целых десять лет Smart приносил только убытки...

Не так давно босс Daimler Дитер Цетше признавался мне, что, мол, руководство подумывает о сворачивании “Смарта”, если не удастся найти партнера для разработки модели нового поколения. К счастью, они его нашли. Daimler и Renault-Nissan сотрудничают по многим проектам, в том числе в производстве микроавтобусов и двигателей. А Renault нужна была база для нового “Твинго”. Бинго!

Целых десять лет Smart приносил только убытки...

Кстати, новый “Фо-ту”, несмотря на весь прогресс, располагает в общем-то тем же набором достоинств, что и его предшественник. Море инноваций де­лает его безопасным, несмотря на крошечные габариты. Ассортимент ­расцветок потрясал воображение задолго до того, как персонализация ­автомобиля вошла в моду. Smart стал пионером современных транспортных решений вроде совместных поездок, а его электрическая версия – первый электромобиль в Европе.

Здорово, что у этой непростой, но забавной истории все-таки случилось ­продолжение.