Пол Хоррел о Карлосе Таваресе

Однажды королевство одного храброго принца из центральной Франции рискнуло заключить стратегический союз с сильным, но переживавшим тяжелые времена восточным племенем. Риск себя оправдал. Принц стал королем и владыкой всех окрестных земель. Но затем его смелый и сильный приближенный, покрывший себя славой на поле брани, также заявил о притязаниях на трон. Король принимает подобную выходку за предательство и с позором прогоняет дерз­кого герцога. Занавес. Конец первого действия. Буфет, напитки.

В начале второго акта сюжет закручивается. Изгнанный герцог принимает обиду близко к сердцу, встает во главе большой армии Восточно-Французского княжества и идет войной на своих бывших союзников...

Если кто не понял, речь в этом эпосе идет о главе Renault-Nissan Карлосе Гоне и новом руководителе Peugeot Citroen Карлосе Таваресе.

Всего год назад Таварес был человеком номер 2 в империи “Рено”. Пока в одном из интервью не признался, что однажды и сам хотел бы порулить автомобильной компанией. Убыточная Peugeot Citroen, находящаяся на самом краю, предоставила молодому да раннему гендиру такой шанс.

А положение у PSA и впрямь было хуже не придумаешь. Чистые убытки за два года превысили 6 миллиардов евро. Компания закрыла огромный завод в пригороде Парижа, а чтобы остаться на плаву, продала часть акций китайцам и правительству Франции. Чем не национальная трагедия или, правильнее сказать, ­национальный позор?

– На самом деле в Peugeot Citroen работают отличные люди, только сильно уставшие от кризиса, – признался мне Таварес. – Они вкалывали как проклятые, но все равно не могли вылезти из убытков. Зато сейчас они готовы слушать...

Таварес видит в DS прямого конкурента немецкого премиума

Как ни странно, многие проблемы PSA новый патрон решил быстро и без особого хирургического вмешательства. Очистить склады, улучшить логистику, оптимизировать производственный процесс – для руководителя уровня Тавареса это как дважды два. Значительный приток наличности компания получила, снизив отпускные цены на автомобили, но при этом зарезав дилерам скидки на новые машины. Этому фокусу Карлос, по собственному признанию, научился еще в бытность боссом Dacia.

Итак, всего несколько решительных атак – и главные источники убытков изничтожены. Что до самих автомобилей, то продуктовый ренессанс Peugeot начался еще до Тавареса, и тот не стал менять курс компании. То же самое в принципе справедливо и в отношении “Ситроена”.

Удивительным кажется другое решение Карлоса – сделать суббренд Citroen DS отдельно стоящей торговой маркой. Совсем скоро “дэ-эсы” переедут в собственные шоу-румы, с облицовки радиатора исчезнут “двойные шевроны”, а модельный ряд увеличится до шести моделей, включая и кроссовер. При этом DS станет самой дорогой маркой в составе PSA, а Citroen – наиболее бюджетной.

Таварес видит в DS прямого конкурента немецкого премиума, однако фехтовать с ними французы намерены собственным ору­жием: утонченностью, элегантностью, креативностью. Короче, всем тем, ради чего во Францию на выходные приезжают тысячи туристов из Англии.

Неловко, конечно, перебивать, но приходится. Ведь ровно все то же самое мы слышали и на презентации Renault Velsatis, и на запуске Citroen С6. Да что там далеко ходить – нынешний DS5 тоже расходится не очень. И вообще, суммарные продажи автомобилей с шильдиком DS составляют порядка 120 000 в год – втрое меньше Mini!

Таварес и бровью не ведет: “Infiniti создали в 1989-м, а спустя 10 лет фирма продавала всего 150 000 автомобилей ежегодно. Но после того как я встал во главе компании, на американском рынке мы сразу обогнали Audi. Не нужно торопить события с брендом DS – это история лет на двадцать…”

Что ж, у мистера Тавареса явно есть план. Но чем закончится его эпический поход – победой, поражением или фарсом?