По-быстрому: Datsun mi-DO

Вы, девушка, не девушка, а пробный камень какой-то. Вами можно экзамен принимать. Нет, не на романтизм. На патриотизм.

Как на самолетах, знаете? Сумел влюбиться – свой. Не сумел – чужой, ракета пошла. Нескольких парней вы таки сбили. Но, слава Богу, не всех. Потому что как вас ни называй, а в душе вы все-таки наша. То есть своя.

Значит, поехали!

ВАЛЕРИЙ АРУТИН
Ред.-испытатель. Любит все по плану, в срок и чистый драйв, не омраченный комфортом и роскошью. Не любит разгильдяев, пошлины, накрутки и прочие барьеры между водителем, планом, сроком и чистым драйвом

Ездит на автомобиле Lotus Elise

Девушка на загляденье и на выданье. А какое приданое! Система стабилизации и борткомпьютер, датчики света и дождя, подогрев лобового стекла и парктроник. Да что там парктроник, здесь есть навигация и Bluetooth!

Нет, серьезно. Для машины, созданной в России (не собранной из привезенных деталек, а именно созданной) – это прорыв. И пусть она взяла японское имя и накинула на плечи кимоно фейслифтинга. За симпатичными глазками фар и решеткой легко узнается наша, российская порода. По тонким стойкам крыши, по колесным аркам, слишком большим даже для 15-дюймовых колес, по дорожному просвету, как у внедорожника. Она и есть почти внедорожник. Посадка водителя – командирская. Подвеска больше любит не дороги, а направления. С какой легкостью mi-DO расправляется с ямами и “лежачими полицейскими” – кроссоверы нервно курят в сторонке!

А может, и правда жениться? Но в таких случаях полагается знакомить с родителями, и я представил Datsun своему отцу. Папа – человек опытный. Хорошо знаком с бабушкой mi-DO – вазовской “десяткой”. И на бюджетном корейском седане поездил.

– Глянь, пап, какая у нее музыка с тачскрином!

– Музыка – это хорошо. Но еще тебе придется слушать вой ветра и второй передачи, сидеть в не самом удобном кресле, сползая в поворотах из-за кренов, и смотреть, как нудно ползут по стеклу дворники. А главное – тебе придется научиться договариваться с неотзывчивым рулем и своенравной педалью тормоза, после которой ругать гибриды за рекуперацию просто смешно. Оно тебе надо за полмиллиона рублей?

Да, родители во многом мудрее нас. Ведь за похожие деньги есть и другие невесты – пусть без тачскринов и навигации, зато более покладистые… С женитьбой пока подожду.

Datsun mi-DO
1596 см3, 4 цил., 87 л.с., 140 Нм, 0–100 км/ч за 12,0 с, 170 км/ч, 7,0 л/100 км, 1160 кг
ДМИТРИЙ СОКЛОВ
Ред.-пилот. Любит быть на виду, творить на ходу, объяснять на пальцах и мчать на время по культовым петлям, рингам и помойкам всего мира. Не любит грубого вмешательства в эти тонкие дела

Ездит на автомобиле Porsche 911 Carrera RS 2.7

Передние стеклоподъемники, печка, кондиционер, четыре цилиндра, пять передач: похоже на газетное объявление “Из рук в руки” конца девяностых. Мои первые машины были как раз такими. “Гольфы”, “пыжики” и все остальные. Едва присев за руль “Датсуна”, я так плотно провалился в прошлое и вознесся в молодость, что весь мир стал ощущаться, как 15 лет назад. Сам вкус воздуха стал “тем самым”.

Мы часто ворчим по поводу того, что современной серьезной машине водитель почти не нужен. Ну, так вот вам аппарат, которому без водителя никуда. Однако автомобилем нашей мечты ему не стать, поскольку его механика работает хуже, чем было принято в массовых автомобилях 80-90-х годов. Электроусилитель руля совсем не торт, педаль тормоза с длинным свободным ходом и ватным рабочим – не подарок, а трансмиссионное звуковое сопровождение – та еще музыка.

Однако в потоке я шустрил, шустрил, да и поймал себя на мысли, что мне все равно хорошо. Прекрасная обзорность из легкой компактной машины и вполне прилично настроенная управляемость подзуживают постоянно быть в тонусе: ехать активно и весело. Чувствуешь себя на 20 лет. Дорожные изъяны мягкая подвеска глотает почти с удовольствием, а мысли о ценах на запчасти только еще больше веселят.

Большой экран и парктроник, конечно, мешают работать машине времени, но в общем и целом этот автомобиль – переиздание кусочка из истории золотого века народных машин. Хуже, чем Golf II или Peugeot 205, но на уровне Opel Kadett, причем без сквозной коррозии. “Нексия” вот до сих пор вьючно-тягловая сила, хоть и навсегда хуже “Кадета”. А mi-Do не настолько уступает незабвенной классике, как узбекский долгожитель. Так что все с ним скорее хорошо, чем плохо.

МИХАИЛ МЕДВЕДЕВ
Ст. ред. Спец. по автоистории, автогеографии, автоязыку и автолитературе. Любит старые машины и говорить, что теперь так уже не умеют. Toronado 1967 от “Москвича-423” отличает не глядя. Еще любит ирландский виски, шотландское пиво, английский футбол и жену. Ненавидит похмелье и Евро-5

Ездит на хардтопе AMC Javelin SST 1971

Легко ругать дорогие машины. Еще проще – очень дорогие. Хотя бы потому, что мало кто сможет аргументированно оспорить наезд. А если сможет, то вряд ли захочет. Заняться, что ли, больше нечем?

Но попробуй выплеснуть ушат помоев на что-нибудь демократическое! Будь твое мнение хоть четырежды аргументированным и непроплаченным, все равно быть беде. Заклеймят в комментах, заспамят почту гневными отповедями. Хорошо, если не подкараулят во дворе для личной разборки… Ибо нельзя вставать народу на мозоль. Низ-з-зя! Но я все-таки рискну.

Мне кажется, выбрав в качестве прототипа для моделей российского рынка “Калину”/”Гранту”, Datsun поставил не на ту лошадь. Разве можно взять пожилого крестьянского мерина, отмыть, расчесать гриву, притулить новое седло и сразу отправиться на сельскохозяйственную выставку в Париж в расчете на Гран-при?

Слава инженерам “Датсуна”! Они избавили “ми-ДО” от многих совковых привычек. У него ровные зазоры кузова, аккуратно подогнанные пластиковые панели в салоне и даже задняя полка – о, чудо! – не дребезжит. Но даже из-за этих “чудес”, как и за ворохом электронных прибамбасов вроде датчика света и навигации, все равно проглядывают знакомые уши ВАЗа. С заунывной серенадой коробки передач, умозрительной шумкой и дворниками, каждый взмах которых уничтожает всю радость вокруг.

Японцы улучшили “Ладу” ровно настолько, насколько позволял не здравый смысл, но ценник. Он и так вымахал до полумиллиона. Добавь еще хоть новые коврики –
и они сделают весь проект экономически нецелесообразным. Однако в нынешнем виде mi-DO –
все равно “Калина”. Пусть причесанная.

Так что я дождусь “Датсуна” на базе “Весты”. Будет такой? Не знаю. Будет ли он лучше? Надеюсь…

КОНСТАНТИН НОВАЦКИЙ
Ред. отдела FEATURES Любит любить, искать, усложнять, совершенствовать и кайф от движения. Не любит ждать, догонять, упрощать, совершенствоваться и шок от ценника

Ездит на автомобиле Lamborghini Miura Superleggera

“Вижу, ей-Богу, вижу!” Но что именно, уважаемый? Кидок? Подвох? Где, я вас умоляю? Отчего вы так кривите улыбку, садясь в новый Datsun? Отчего бы не прокатиться? Почему бы не принять как должное прогресс за дополнительные деньги? За чем же дело встало?

Ах, эти самые деньги... Маркетологам Datsun и впрямь не позавидуешь. Взяв “Ладу” за основу для своей линейки, японцы наверняка должны были понимать, что приведут к своим стенам толпу злобных критиканов с плакатами “Долой переплату!”

Лично у меня претензий к машине не больше, чем к любой другой из этого класса. А кое-чем малыш mi-DO даже очаровывает. Более интересное тельце, дополнительная изоляция салона, внятные передаточные числа пятиступенчатой механики, и – аллилуйя! – опционный автомат, который даже что-то там экономит.

А клиренс для легковушки? Не просвет – пролет! Но неважно.

Важен, как выясняется, мой косяк. За время теста я так и не придумал потенциального совета потенциальному же покупателю Datsun. На случай, если тот в сомнениях начнет приставать, что выбрать: условно японский mi-DO или реально русскую “Калину”?

А не придумал я потому, что пресловутая разница в цене была и будет править бал.

Datsun принес в не шибко веселый масс-сегмент недорогие, но полезные фишки. Поработал над качеством, оставив дешевыми запчасти. В каком-то смысле он расшевелил “Ладу”, показав, что это возможно. Для меня – человека со стороны – этого достаточно, чтобы считать главу глобального Nissan Карлоса Гона порядочным и прозорливым управленцем.

Что же до mi-DO... Не знаю, случатся ли еще в моей жизни часы общения с этой машинкой. Но уверен: отказываться от такого времяпрепровождения я точно не стану.

И погасите уже ваши факелы.

СЕРГЕЙ ГАВРИЛЕНКО
Контент-ред. Юное дарование, плавноходячая энциклопедия F1. Знает все про усы Мэнселла, жену Патрезе и количество пальцев на ногах Фиттипальди. Любит ночной картинг, дневной сон, гуд стэнс, фастфуд и слоу ворк. Не любит парковаться, сдавать задним ходом, приходить в офис до обеда и проигрывать

Ездит на автомобиле Renault Espace F1

Каждый, кто кичится патриотизмом и любовью к отечественному автопрому, в душе мечтает о кредитном “корейце”. Или старенькой BMW – поверьте, я сам через это прошел. Не верите? В любом мало-мальски популярном сообществе, название которого содержит слова “низкие”, “тазы” или “валят”, фото черного “Гелика” соберет в два раза больше лайков, чем самая четкая турбо-”девятка”.

Приятно сознавать, что некоторые люди с годами умнеют. Умеряют юношеский пыл, расставляют приоритеты и вообще делают все, что положено взрослому человеку. А еще у них заводятся деньги. Пусть небольшие, но достаточные для приобретения той же старой BMW или нового Rio. Однако нет ничего сильнее привычки – и, поездив на сбытой мечте, ветеран борьбы за тонировку и китайский ксенон рискует загрустить по нестарым добрым временам, когда запчасти были копеечными, а ТО делалось в ближайшем гараже.

Если, конечно, он не купит mi-DO.

Здесь все то же самое, что в новой “Калине”, только намного лучше. И лишь немного дороже. Приятная арифметика, согласны? Mi-DO изумительно ловко балансирует на грани между “добротно” и “дешево”: мягкий пластик бюджетнику не положен, но кнопки нажимаются, крутилки крутятся и вполне себе исправно функционируют. Мотор (до винтика знакомый “вазовский” восьмиклапанник) шумит меньше, а подвеска работает немногим хуже, чем на эталонном “Логане”. Скорость, которую позволяют набрать 87 сил, можно не сбавлять ни перед ямой, ни перед поворотом: первую вы можете и не заметить, а во втором дадите крена, но пройдете именно так, как задумали.

Тем более что затормозить так, как хотелось, не выйдет – педаль требует привычки. Может, японцы сделали ее такой, чтобы поводов для приятной ностальгии стало больше?