Первый раз: Jaguar XF

Дело было еще в Женеве. Новый Jaguar XF мне показали именно там. В атмосфере полной секретности. Под письменное соглашение о неразглашении. С церемонией запечатывания мобильника в непрозрачный полиэтилен. И молчаливым надзором скуластых секьюрити, один вид которых говорил – ну, давай же, чувак, попробуй сделать хоть один снимок, давай, я так давно не спарринговал…

Вдруг в небольшом, мрачноватом зале с приглушенным светом появился Ян Кэллам, главный дизайнер “Ягуара”. Эскимо не угощал, но кино бесплатно показал – первый официальный футедж нового XF, отснятый в Эмиратах. Только потом с виновника торжества сняли покрывало. И мне вдруг страшно захотелось подойти к Кэлламу и крепко-крепко пожать ему руку. Спасибо, старина, что повернул время вспять. Спасибо, что вернул “Ягуару” ауру волшебства. Спасибо, что вновь заставил хотеть английские седаны.

При этом новый XF – стопроцентно эволюционный дизайн. Легкое жонглирование габаритами (база побольше, свесы поменьше), мастерское владение искусством деталировки (фары чуть уже, пасть решетки радиатора пошире) плюс актуальные фирменные стилистические акценты (задняя оптика а-ля F-Type). Во всем этом нет ничего шокирующего, революционного или даже удивительного. Просто все вместе это отменно выглядит.

Революций никто и не хочет. За последние 30 лет “Ягуар” и так уже побросало из жара в холод. Вспомним S-Type, который так хотел быть похожим на классические “джаговские” седаны Mk. I-II, что стал похожим на растолстевшую матрешку с базедовой болезнью. И если бы дизайн был ­единственной причиной кризиса, хозяйничившего в Ковентри начиная с 80-х годов прошлого века… Катастрофические ошибки маркетологов – привет, X-Type! – отвратительное качество, отсутствующая культура сервиса…

Исторический анекдот в тему. Когда японцы еще только планировали высадку Lexus на американский рынок, “Ягуар” они даже не считали за конкурента! “Сегодня седаны Jaguar покупают только безнадежно преданные клиенты. Их совсем мало, им уже невозможно помочь…”. Выдержка из маркетингового исследования той эпохи показательно иллюстрирует букет проблем английской компании.

Ошибаются те, кто думает, что бренд с такой историей, как у Jaguar, не мог пойти ко дну. В летописи автомобильной истории полным-полно легенд, ныне живущих лишь в мире воспоминаний: “Паккард”, “Изотта-Фраскини”, “Лагонда”, “Триумф”. Английской кошке не дали умереть. Правда, без малого десять лет под крылом “Форда” для Jaguar – как будни подключенного к аппарату искусственной вентиляции легких. Вроде жизни как таковой ничто не угрожает, но разве это жизнь?

Стилистика задней оптики отсылает к спортивным генам зверского F-Type

Кстати, в самой больнице тоже были не особо рады английскому пациенту. За время в структуре “Голубого овала” “Ягуар” ни разу (!) не вылез из красных чернил. Когда проблемы начались у самого “Форда”, от британской игрушки решили избавиться в первую очередь.

Сделку по продаже “Ягуара” индийскому промышленному консорциуму Ратана Таты за 2 ярда евро называли блестящей партией для продавца. При этом все молчаливо сочувствовали покупателю и откровенно жалели предмет торга – многим ли нужен индийский “Ягуар”?!

Но то, что многим казалось началом конца, обернулось спасительной перезагрузкой. Новый хозяин выдал “Ягуару” карт-бланш, дополнив его более чем солидным бюджетом на развитие.

В былые годы англичане могли бы проесть и не такие денежные вливания, но в том-то и дело, что сейчас в вопросах финансирования, планирования и инжиниринга Jaguar Land Rover – скорее, немецкая компания.

Полистайте биографии топ-менеджеров фирмы. Глава перспективных разработок Вольфганг Эппле до этого 24 года работал в BMW. Директор по инжинирингу JLR Вольфганг Зибарт входил в совет директоров BMW. Директор по производству герр Штадлер – тоже немец, тоже Вольфганг и тоже работал в BMW.

Да и сам Ральф Шпет, главный исполнительный директор JLR, родом из Германии. И он, в прошлом опять же успешный бээмвэшный экзек, отлично знает – фирму делают не слова, а продукты. Вот почему JLR больше всех в Великобритании вкладывает в перспективные разработки, не на страх, а на совесть бьется над улучшением качества и постоянно расширяет модельную гамму.

Новый XF в плане инжиниринга как никогда близко подобрался к топовым “немцам”. Новая алюминиевая платформа (минус 80 кг по сравнению с предшественником), абсолютно новый дизель Ingenium, 8-ступенчатые автоматы, передовая система All-Surface Progress Control, надежно контролирующая поведение машины на скользком покрытии, и – не в последнюю очередь – абсолютно новый инфотейнмент, по технологическому уровню приближающийся к IPhone, а не к печатной машинке, как раньше, подтверждают: перед нами самый совершенный из ”Ягуаров”, которые только видел свет.

Прекрасно, что благодаря таланту, вкусу и страсти Яна Кэллама все это облачено в совершенно роскошную оболочку. Одно лишь немного смущает. Неужели настоящий английский автомобиль сегодня могут построить только немцы?