Неделя скорости: вездеходы

Не первый раз я совершаю вылазку в поля во время Недели скорости. В прошлый раз, пару лет назад, на Mercedes C-Class Black Series. Мы улетели в траву сразу за Хаммерхедом: причина – не справился с управлением, итог – высоченное пламя.

На сей раз все безобидно, никаких огнетушителей. На холме за Ремусом в высокой траве стоит Ariel Nomad (каркасный внедорожный родич Atom), а на нем сижу я и обозреваю окрестности. На треке визжат экзотические остроносые хищники, а здесь тишь да гладь. Гудят толстые шмели, шуршат на ветру сосны. Пыльца оседает на приборной панели Nomad толстым-толстым слоем.

Справа раздается шум – через подлесок с изяществом носорога продирается Range Rover Sport SVR: храпящая, тарахтящая громада с 550-сильным V8. Слева из самой чащи с треском выскакивает наш раллийный Hyundai i20.

Когда нагрянут орды зомби на 4C, ты захочешь оказаться в одном из этих вездеходов

А вот и самый яркий междусобойчик нашей Недели скорости. Условимся называть это трио Вездеходами. На первый взгляд, что общего у заднеприводного Ariel, полноприводного убер-Range и раллийного самопала с передним приводом? А то, что каждый из них по-своему показывает, что ехать быстро можно и без сплиттеров и полноценных сликов. Они открывают новый мир динамики – весь остальной мир. Болота, горы и тому подобное. Когда нагрянут орды зомби на 4C, ты захочешь оказаться в одном из этих вездеходов.

Но, как ни приятно посиживать на холме над Ред-Булл-Рингом, Неделя скорости – это в первую очередь асфальтовые тесты. Так что нам придется потягаться с трековым народцем. И вот, под звук лавинных сирен SVR вылетает на трассу.

Вы можете сказать, что нечестно подвергать двухтонный Range Rover такому тесту, но официальный ролик показывает, как SVR уверенно мчит по мокрому Рокингэму. Значит, мы только подтвердим обещанное производителем. Автомобиль очень резвый. Он приседает на пружинах, как будто его прижгли клеймом, а потом бросается вперед со скоростью не хуже спорткаровской. Производитель говорит, что с места до сотни SVR разгоняется за 4,5 с. И на этот раз я поверю им на слово.

Range Rover с V8 (а тем более SVR) звучит необычно для SUV. Это рычащий, храпящий, стреляющий, гремящий водопад звуков. Конечно, SVR стоит, как Люксембург, но подумайте, сколько можно сэкономить на подписке на цифровой музканал.

После заноса в Range Rover Sport SVR хочется переодеть штаны

Невозможно забыть, что SVR весит 2,3 тонны, а центр тяжести у него – в полуметре над верхней перекладиной каркаса Nomad. Топнешь по тормозам на спуске в конце третьего виража (там и уклон неправильный, и асфальт неровный), и Range так красиво встанет на нос, что не остается сомнений насчет его способности сделать сальто вперед.

При такой массе малейшая ошибка вырастает в чудовищный фейл. Когда мы с SVR не успели сбросить скорость перед заходом на второй вираж, нас вышвырнуло на искусственный газон, а возвращаясь на трек, мы едва увернулись от отбойника. Не самая короткая траектория, но мне раскачка тяжелой машины доставила удовольствие. Большую часть машин на нашей Неделе скорости вообще не оторвешь от асфальта, они меняют направление без малейшего намека на перенос веса. Удивительно, как приятно почувствовать крен тяжелого кузова. SVR не точный инструмент, а скорее рука рестлера.

У самодельного i20 крыло Hyundai WRC. Бесполезно, но красиво

А вот наш самодельный ралли-кар не совершает незапланированных прогулок с трека. Главным образом потому, что у него маловато силенок. Жарить на нем просто трудно, а пережарить невозможно вообще. Как ни обидно, Ред-Булл-Ринг для нашего снарядика – предел возможностей, по крайней мере в нынешней конфигурации.

Его благоразумные шины слишком хорошо держатся за липкий асфальт. Скромные сто пятьдесят с лишком лошадей не могут их сорвать. Сколько ни старайся разбалансировать i20, он только немного накренится, а потом вцепится и будет держать, пока остальные участники Недели скорости (почти все) его обгоняют. Я довольно быстро обнаруживаю, что тормозить вообще не нужно. Просто швырни i20 в поворот (пару раз переключись вниз, если хочешь размаха), и боковое сопротивление поможет сбросить скорость. Газ до отказа, всегда!

Мистер Мэрридж не даст соврать: передаточные числа идеальны для скользкой грязи в валлийской глубинке. Но для этой большой быстрой трассы коробка коротка, на шестой некуда разгоняться уже после 145 км/ч. Поэтому на прямой между первым и вторым виражом грохот и дребезжанье успеют надоесть.

Мне жалко гонять наш героический Hyundai не только потому, что я не хочу оскорблять чувства Оливера, но и потому, что он – как член семьи. Стойко ковыляющий вонючий колли.

Да, i20 не самый точный трек-кар. Зато этот маленький буян визжит во всю силу своих легких. Секвенталка переключается ударами, салон дребезжит, как дряхлая стиралка на отжиме. Сразу вспоминаешь времена, когда лошадиные силы не доставались так легко, когда нужно было бороться за каждый км/ч в повороте, когда торможение было не правом, а редко даруемой привилегией. Боевой дух этого слабосильного и трескучего хэтчбека вызывал улыбку на лице любого, кто на нем ездил.

Правда, Nomad заставлял улыбаться еще шире. Если есть на планете более кайфовая, честная и быстрая машина, я на ней еще не ездил. За рулем Nomad ты вспоминаешь, что воображал, катая модельки машин F1 по кухонному полу. Ощущения даже сильнее, чем в Atom. Лобовое стекло не мешает вливаться в процесс, погружаться в происходящее. За головой ревет двигатель Honda, подвеска работает под ногами. Автомобиль не такой скоростной, как его трековый братец, но все равно очень быстрый. До сотни за 3,4 с: большинству этого – выше крыши.

На быстром вираже он, в отличие от безжалостно ровного Atom, кренится метр-два, пока подвеска наливается усилием. А дальше ты слышишь (если продолжаешь разгоняться) слабенький вой, когда передние шины теряют сцепление. Nomad не обут в безумные полуслики, хотя Ariel с удовольствием их предоставит. Дальше еще больше веселья: тычок по педали газа возвращает зад на траекторию, и Nomad бросается с веселой бесшабашностью в следующий поворот. Это езда по треку в самом примитивном виде, вся физика и механика – как на ладони.

Range Rover Sport SVR
Цена: 7 609 000 руб. / Двигатель: 5000 см3, компрессор, V8, 550 л.с., 680 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 4,7 с, 260 км/ч / Трансмиссия: 8-ступ. автомат, полный привод / Расход: 13,7 л/100 км / Масса: 2335 кг
Ariel Nomad
Цена: £30 000 (прибл.) / Двигатель: 2354 см3, 4 цил., 238 л.с., 300 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 3,4 с, 220 км/ч / Трансмиссия: 6-ступ. механика, задний привод / Расход: н/д / Масса: 650 кг плюс опции
Hyundai i20 TG Rally Car
Цена: бесценен / Двигатель: 1591 см3, 4 цил., 155 л.с., 165 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 7,5 с, 140 км/ч / Трансмиссия: 6-ступ. секвентальная, передний привод / Расход: 9 л/100 км / Масса: 1121 кг

Atom, даром что могуч, с трудом управляется на пределе. Порог Nomad ниже, и не-Стигу приятнее на нем гонять.

Да, у него есть несколько проблемок. Пристегнувшись, совершенно невозможно завести левую руку назад так, чтобы работать ручником (на треке это не проблема, а вот на травянистом склоне – да). Дверей нет, поэтому все, что снаружи, быстро проникает внутрь. В нашем случае – пыльца и значительный кусок бокового зеркала Range Rover. Но все это – часть цирка Nomad, ты испытаешь все прелести того, по чему едешь, будь это трек, дорога, поле, песчаная дюна или вулкан.

Пару лет назад я написал, что будь у меня деньги, я купил бы Atom и дырявый сарай в медвежьем углу Шотландского нагорья и провел бы остаток дней, гоняя по болотам счастливым отшельником с лицом, изуродованным перегрузками. И вот есть Nomad. Где же мои деньги?

ТЕКСТ: СЭМ ФИЛИП / ФОТО: РИЧАРД ПАРДОН