Неделя скорости: M235i vs Leon Cupra vs Golf R vs S1

Добро пожаловать в группу хэтчбеков. Да, у всех здесь багажник с огромной дверью. Ну, или почти у всех. Едва мы начали строгий отбор по дверям, как появился М235i. Конечно, это купе, но построенное на базе М135i (одного из наших любимых хэтчей). А значит, и его запишем. Кроме того, современные платформы и прочие технические достижения позволяют растянуть и сжать базовую конструкцию хот-хэтча. Иначе говоря, непринужденно превратить коренастый пятидверный хэтч в стройное купе. Поскольку это BMW, у него задний привод, а это приятно разнообразит группу из переднеприводного Seat Leon Cupra и полноприводных VW Golf R и Audi S1. Golf, Audi и Seat оснащены одинаковыми (или почти одинаковыми) двухлитровыми “четверками”. А у BMW – трехлитровая рядная “шестерка”.

Мы начнем с BMW. Вместо отвесной кормы – изящная линия крыши, а сам автомобиль стал длиннее, ниже и шире, чем 1-Series Coupe, которое он заменяет. Но в металле этого как-то не видно. Форма скорее пухлая. Конечно, никто не ждет раскачанной “эмки”, но эту пухлость можно было обыграть, превратить ее в мышцу. Например, с большими дисками. В салоне ощущение полноты поддерживает толстый руль. Кстати, все это доводит снаряженную массу до 1530 кг. Не так уж и много, хотя из всей четверки BMW – самый тяжелый.

Хорошо, что у него мощная рядная “шестерка”: стоит только поехать – ты сразу забудешь о массе. Благодаря комбинации турбины и шестицилиндрового мотора М235i развивает мощность широким потоком, без выраженных подхватов. Турбина здесь скорее помощник, а не мастер. Когда прочие турбины выдыхаются, у этой открывается второе дыхание. Поэтому можно гнать и гнать, пока мотор не начнет жадно рычать, выпрашивая следующую передачу у чуть-чуть резиновой ­механики.

На виражах мощность не помеха, она выдается широким мазком, и задним шинам бояться нечего. И хотя автомобиль немного жестче, чем M135i, на базе которого он построен (тем более когда адаптивная подвеска зажата режимом Sport), он все равно мгновенно принимает правильное положение. Он отлично держит дорогу, и несмотря на задний привод и дифференциал повышенного трения, по натуре он не дрифтер. Конечно, если попросить, он сорвется, но его придется поуговаривать.

Но берегитесь Leon. В руках Стига он прошел Кастельоли на 1,2 секунды быстрее, чем BMW… А если вспомнить, что у него на 46 сил меньше, чем у 235i, то это можно считать достижением. Это не только самый быстрый дорожный Seat, но и бывший рекордсмен Нюрбургринга среди переднеприводных машин. Конечно, на Ринге чуть ли не каждую неделю ставится новый и часто случайный рекорд, но Seat? Такого мы еще не видали. И выглядит он, кстати, отлично. Не хуже боевого Leon, стоящего поодаль на пит-лейне.

Когда-то Cupra приходилось довольствоваться обносками после Golf GTI. Но благодаря экономике современного автопрома теперь в его распоряжении новенькие детали от VW. Он построен на той же платформе MQB, что и новый Golf, и у него тот же двухлитровый турбомотор, только мощностью 280 сил. Он отдалился от GTI и стал ближе к Golf R, с которым мы его и сравниваем. И все же, чтобы не вогнать случайно в краску старшего по корпоративной субординации, у него не полный, а передний привод. Хотя есть механический дифф повышенного трения. Отлично.

В руках Стига Seat прошел Кастельоли на 1,2 секунды быстрее, чем BMW

Погнали! В режиме Cupra руль и газ становятся острее, а звук двигателя чуть злее. Но, по сравнению с остальными, он все равно скучноват. Проходим несколько виражей, немного разгоняемся. Аккуратный и сбалансированный, хотя лишенный театральности автомобиль. Пока это просто Golf. А что если отключить трекшн? Он спустит с поводка передние колеса и задаст работу дифференциалу. Вот тут он и докажет, что не зря ест свой хлеб.

Даже если ты совсем косорукий и неумело заложишь руль или переборщишь с газом, он превратит все это в зацеп. Умудряясь одновременно отчитываться о своей работе, подавая информацию прямо тебе в ладони. Послания достаточно ясны, чтобы ты мог понять, какое колесо лучше держит дорогу и насколько можно увеличить газ. Газом можно корректировать машину по чуть-чуть. Правильно рассчитав, разгонишься до сотни за 5,7 с. И это наше время, а не официальный показатель Seat.

Маленький Audi S1 наберет сотню еще быстрее. За 5,5 с, если быть точным. Как мы уже говорили, двигатель у него такой же, как у Seat, только мощностью 231 л.с. Надо думать, инженерам пришлось повозиться, чтобы впихнуть его в компактный моторный отсек Audi. Возможно, еще больше пришлось возиться с заменой торсионной балки А1 на независимую заднюю подвеску. Для этого даже понадобился новый пол багажника. Итак, это не просто слегка подогретая в микроволновке A1. Ее готовили вдумчиво и тщательно.

Ручник – настоящий, а рычаг КПП управляет шестиступенчатой трансмиссией. Руль с электроусилителем, а не с гидравликой. Но нет никакой ерунды с чувствительностью на скорости. Иначе говоря, более аналогового Audi нынче не найти. И это превосходно. Заведите мотор, и холостые обороты зазвучат механически, а четыре новых выхлопных трубы ритмично зафырчат. Энергия в этом автомобиле бьет через край, и момент выдается одной хорошей порцией, с 1600 до 3000 об/мин. Придется переключаться пошустрее, успеть использовать его по максимуму до того, как обороты мягко отсечет ограничитель. Мотор энергичный, но не слишком высокооборотистый. С такой короткой базой автомобиль без проволочек ныряет в апекс. Независимая подвеска позволяет задней оси ехать чисто и аккуратно. И если машины подобного размера обычно скачут или задирают внутреннее колесо, то Audi ведет себя примерно. Он даже время от времени подтормозит разгруженные колеса и поможет зайти в поворот. Из всех машин, собравшихся на Кастельоли (считая и экзотику тоже), S1 кажется самым дерзким и шустрым. И даже чем-то напоминает старый Quattro. И когда мы в последний раз говорили такое об Audi?

Из всех машин, собравшихся на Кастельоли (считая и экзотику тоже), S1 – самый дерзкий и шустрый

Полный привод тянет и толкает всегда вовремя, а умные дифференциалы стараются изо всех сил. Автомобиль постоянно ищет сцепление, но при этом улыбается, в отличие от других Audi, которые бесстрастно мчат по дороге. Думаем, поэтому он нам так нравится. Он претендует на победу, причем не только среди хэтч­беков, но и среди всех участников Недели Скорости. Вот почему мы так расстроились, когда после относительно бодрого круга в руках Чарли Тернера автомобиль вернулся в боксы, полыхая.

Сторонники теории заговора скажут, что шеф нарочно вывел из строя Audi, чтобы протолкнуть в финальную пятерку свой любимый, супернадежный Caterham. Но он – босс, поэтому мы промолчали. Кроме того, главными подозреваемыми были крошечные тормоза, которые отлично останавливали машину, но не раз начинали дымиться. Однако после того как Audi забрала и исследовала автомобиль, выяснилось, что неправильно установленный патрубок касался теплового экрана возле катализатора. Честь применить огнетушитель выпала брандмейстеру Сэму Филипу. Автомобиль не сгорел, но вышел из игры. Хотя шансы на победу были. Сейчас Audi проверяет все праворульные S1. Только после этого возобновится доставка машин клиентам.

Остается Golf R, который в принципе имеет много общего с S1: полный привод, двухлитровый турбомотор (все тот же, но несколько модифицированный) и гены VW Group. Но он определенно крупнее и использует новую платформу MQB и полный привод Haldex последнего поколения. В этом году мы уже ездили на нем по замерзшему озеру, по зимнему лесу в Германии и по всей Англии. Каждый раз на нас производили неизгладимое впечатление его блестящая ходовая и чистая скорость. По официальным данным, Golf R разгоняется до сотни за 4,9 с. Так мы насчитали.

Это самый быстрый Golf и, откровенно говоря, настоящий подарок. В Англии он стоит меньше тридцати тысяч фунтов в базовой версии. Другими словами, он так же быстр, как Porsche Cayman GTS, а стоит на 25 кусков меньше. Он очень резвый, но в то же время дружелюбный. Он едет туда, куда скажешь, и никогда не меняет направление самовольно. Кто-то скажет, что такое безукоризненное послушание не дает острого драйва, слишком сухая и деловая у него динамика. Но на мокрой дороге, вися на хвосте у Porsche 911 Turbo, вы будете другого мнения.

Тому, кого тянет на приключения, советуем отключить трекшн-контроль. Такое впервые возможно на Golf. Но скорее всего вам больше понравится новый геройский режим ESC Sport. Если он посчитает, что пилот контролирует ситуацию, то позволит ему сорвать машину в занос… но если заносы будут размашисты, а разгон необдуманным, система подтормозит или раскрутит нужное колесо, чтобы вернуть автомобиль на траекторию. Она срабатывает и при брошенной педали газа, что очень кстати, если машина сорвалась, когда ты приподнял правую ногу.

Дифференциал Haldex принимает решения, которым можно доверять. Он посылает 100% мощности на ту ось, которая больше в ней нуждается. И если некоторые дифференциалы бывают агрессивны, то этот – нет. Он с удовольствием даст передним шинам побороться, а потом, если выявит снос, долго думать не будет и подключит задние. На горячем сухом асфальте это происходит вообще незаметно.

Мощность этого двухлитрового турбомотора – 300 сил. Но это не просто результат увеличения наддува. Головка блока, клапаны, клапанные пружины и поршни усилены, мотор набирает обороты быстрее и выше, чем S1 и Leon. И звучит отлично. На низких оборотах бурчат две внутренние выхлопные трубы. Внешняя пара добавляет басов где-то после 2500 оборотов. Усилитель звука (не синтезатор) создает рокочущий эффект, а потом, по мере того как растут обороты, выдает звук, очень похожий на V8. У этого четырехцилиндрового мотора сильный характер.

Но самый яркий факт – это количество километров, которые Golf R накатал по Кастельоли. Время круга – это, конечно, хорошо, но в конечном итоге эти машины можно ранжировать по тому, сколько времени они провели на треке и сколько людей погибло в драке за их ключи. Таким исключительно ненаучным способом (зато очень надежным) S1 и Golf могут считаться победителями, а Leon отстает от них – правда, ненамного. BMW, несмотря на свой шарм, большую часть времени простоял в боксах. Если бы не возгорание, S1 точно прошел бы в финал. Но что поделать, Golf R повезло. Давайте-ка посмотрим, что у нас еще есть на треке…

VW Golf R
Цена: 1 800 000 руб. / Двигатель: 1984 см3, 4 цил., турбо, 300 л.с., 380 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 4,9 с, 250 км/ч / Трансмиссия: 7-ступ. DSG, полный привод / Расход: 7 л/100 км / Масса: 1495 кг
Audi S1
Цена в Англии: £24 900 / Двигатель: 1984 см3, 4 цил., турбо, 231 л.с., 370 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 5,8 с, 250 км/ч / Трансмиссия: 6-ступ. механика, полный привод / Расход: 7 л/100 км/ Масса: 1315 кг
BMW 235i
Цена: 1 940 000 руб. / Двигатель: 2979 см3, 6 цил., турбо, 326 л.с., 450 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 5,0 с, 250 км/ч / Трансмиссия: 6-ступ. механика, задний привод / Расход: 8 л/100 км / Масса: 1530 кг
Seat Leon Cupra SC 280
Цена в Англии: £26 945 / Двигатель: 1984 см3, 4 цил., турбо, 280 л.с., 350 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 5,8 с, 250 км/ч / Трансмиссия: 6-ступ. механика, передний привод / Расход: 6,6 л/100 км / Масса: 1395 кг

ТЕКСТ: ДЭН РИД / ФОТО: МАРК ФЕЙГЕЛСОН