Неделя скорости: финал

*и Caterham

Неделя Скорости журнала TopGear временно приостановлена. Из-за схода лавины. Не волнуйтесь, этот катаклизм довольно скромных размеров, но дорога-то закрыта. Гора, на которую мы поднимаемся, вдруг решила стряхнуть с себя пару тысяч тонн серого прошлогоднего снега. Это засада. Есть объезд – через бездонные хляби и глыбы мерзлой грязи. Кто рискнет предложить McLaren P1 отведать бездорожья? Мы пустили на разведку Caterham Seven 160, он бодро протрясся туда и обратно и выяснил, что “бездонные” – это где-то 20 см. Ох, не знаю, что вообще здесь делает Caterham. У него пробит выхлоп, отвалились двери, а холостые не падают ниже 3000. Но как потрепанный почтовый голубь, вернувшийся домой, этот инвалид эргономики все крутится под ногами – надоел уже.

Мы забрались почти на вершину андоррской горы, но где мы, точно сказать не можем. Не мудрствуя лукаво, мы решили ехать вверх по самой пустой и извилистой дороге, которую только сможем найти. К счастью, всего в нескольких сотнях километров от нашей базы в Испании лежит самая высокая столица Европы – Андорра-ла-Велья. Сама Андорра – карликовое княжество площадью всего в пару сотен километров. В этом налоговом раю народу почти нет, а вот серпантинов, судя по карте, не счесть. И мы отправились на поиски шпилек.

Лавина остановила нас, когда вершины Андорры были уже рядом. Форд пытается столкнуть Caterham в пропасть

Трассу сменяют широкие дуги шоссе, повторяющие извилины реки Большая Валира на дне долины. Хорошие, быстрые дороги ведут к началу Андорры в восточных Пиренеях. Кома Педроса – самая большая гора – видна совсем близко: бесстрастная, горящая на солнце. Все идет как по маслу. Вид лучших быстрых машин мира, катящих колонной на север, поражает местное население до глубины души. К Олли в P1 даже клеились две девушки (когда он рассказывает эту историю, все отводят глаза и покашливают). Прохожие с неподражаемым изумлением следят за дуэлью, которую по пути устроили Porsche 918 и McLaren P1.

Турбозверь мощностью 915 л.с. зацепил сугроб. Ничего хорошего не ждите

Не считая этой гиперпары, состав нашей колонны стал для меня сюрпризом. Да, McLaren P1 и Porsche 918 слишком неотразимы, чтобы их вычеркнуть. К тому же они освободили нас от необходимости выбирать между другими автомобилями их племени. То есть остальные McLaren и Porsche мы (не без сожаления) оставили в Кастельоли. Зато долго выбирали участников из реального мира. VW Golf R и Audi S1 шли ухо в ухо, пока тот, чье имя нельзя назвать (рифмуется с Тарли Чернер), не поджег S1 на быстром круге.

Stingray нас несказанно – и приятно – удивил. Jaguar F-Type R Coupe понравился тоже, но на хорошем ходу он слишком заводится: на выходе непременно чиркнет по поребрику задними колесами. Весело, но только сначала. Версия V6S все-таки поцивильнее: нет ощущения, что тебе предстоит в одиночку обуздать лесной пожар. В общем, F-Type был снят за несерьезный подход к траектории, и его место занял С7. Он поднимается выше с каждым шагом. У него нет класса и стиля Jaguar, но когда едешь быстро, он прекрасен, а уж о цене и говорить нечего. Наше решение основано не только на обмене колкостями: Corvette на деле опустил Jaguar.

Bentley почти прошел. Но от мысли, что W12 Speed окажется на узкой горной дорожке без отбойников, всем стало слегка не по себе. Если бы вы видели, как он тормозит в конце прямой на треке, вы бы нас поняли: выделившейся на скорости 210 км/ч энергией целую неделю можно было бы освещать город... Остался М4. Удивительно, но именно из-за него мы больше всего спорили. Пирса Уорда даже пришлось вывести подышать, приложив холодной банкой сока, чтоб остыл. Все просто: на треке М4 нас разочаровал. Но мы сами виноваты – просто он не такой, каким мы его представляли. Поэтому М-кар получил место на дороге, и все надеялись, что там он не подведет. Ну и от Могучего Caterham отвязаться не вышло. Итак, в путь отправились пара гибридных гиперкаров, спортсмен-янки, спорткупе, хот-хэтч и – замыкающим – трехцилиндровый жестяной гроб. Как я и говорил, любопытная компашка.

Corvette целится в Golf и сбивает его своим ревом

Мы прошли границу Андорры и устремились в серию длинных туннелей. Тут мы мыслим как один: в унисон выжимаем до упора все динамические кнопки и врубаем все в Sport. Никаких гибридных режимов! Только не здесь! Головная машина резко уходит вперед, туннель оглашается многоголосием. Ультразвуковой посвист и бормотанье турбины Golf R дополняются нарастающим басистым ревом 6,2 V8 на С7, в его голосе слышна ленца. M4 вторит пронзительным звоном бензопилы, а мотор P1, раскрутившись, заполняет всю атмосферу турбошипением и гудением электромоторов из лопатообразной выхлопной трубы. Похоже на звук ядерного реактивного двигателя, которому отчаянно не хватает места. А пока P1 поет на низах, 918 начинает соло, от которого плавятся стены. По правде говоря, 918 звучит не как гибрид. Он звучит как “Красная вода” в три утра. Как сонный болид F1. Как мини-Апокалипсис. Но главное – в его голосе слышится скорость. Удивительно, что никто не упал в обморок от недостатка кислорода. Ведь наша колонна шла полным ходом – в туннеле мог образоваться вакуум!

Тут мы мыслим как один: В унисон выжимаем до упора все динамические кнопки

Мы часто меняемся машинами, и делается ясно, что, за исключением Caterham, который я считаю полным дерьмом, все остальные вполне могут везти вас долго и не замучить до смерти. Golf R – это Golf, понятное дело. А вот 918 и P1 поразительно приемлемы, учитывая их динамику, хотя в обоих некрашеный карбон дает акустику – как жестяная крыша в град. И Corvette, и M4, для которых “биполярный” – самое мягкое определение, превосходно умеют расслабляться. Здесь, в мире разбитого асфальта, неожиданных ям и не склонных уступать дорогу попуток, они блистают. Неспешная езда по обычным дорогам – умиротворение: седьмая передача вообще усыпляет, музыка достойная, кресла комфортные и есть, чем себя занять. Corvette с механикой, но пользуешься ты только третьей и седьмой. А BMW могучая тяга на средних оборотах позволяет оставаться в теме на любой передаче. Проезжаем деревеньку со смешным названием Ксиксерелья, забираемся выше мимо более прозаического Паля, и только начинается самое интересное, как путь нам преграждает лавина. Искать объезд поздно: возвращаемся обратно в Андорра-ла-Велья на ночевку.

Следующим утром проводим разведку в случайных направлениях. Ищем дороги поуже и виражи покруче: направляемся к Сант-Жулия-де-Лории, а потом по череде широких шпилек поднимаемся к Айксиривалю и Коль-Жовелю. Пора размяться! Можно подумать, что трековые боги 918 и P1 на дороге будут кошмарно нервными – суетливыми, стреноженными – и жутко нас разочаруют. Но нет! Они не козлят, не громыхают, нет ощущения, что профиль распредвалов повторяет рельеф Пиренеев. Они послушные и тихие, если относиться к ним уважительно. Тяга электромоторов сглаживает переключения передач. Однако есть у них привычка мчать на невероятной скорости, сохраняя невинный вид. В P1 нужна самая сильная концентрация: разгон на второй и третьей – это неизгладимые морщины от насупленных бровей. Кажется, он никогда не остановится. Как только включились -турбины, забудь о расслабоне, беспечность как рукой -сни-мает. В режиме Sport даже со всей электроникой -пробуксовки серьезные, и единственное, что удержи-вает P1 поодаль от очень жестких на вид деревьев, – это телепатически острый руль. На горных дорогах P1 похож на большой, качественно собранный Lotus Exige. Для машины с такой невероятной динамикой это большой комплимент.

918 приготовил еще больше сюрпризов. На малом ходу он – как 911 Turbo. Ну, разгоняется азартнее. Но в том, как он едет, нет ничего устрашающего. Двигатель зверски, упоительно громкий – не нужно забывать, что мы в обер-Porsche. Но по узким шоссе он едет, как по треку: собранно, послушно, надежно. Набираешь скорость, а он остается непоколебимым, цепко держится траектории, указанной ему не менее прозорливым, чем у McLaren, рулем. Когда нужно постоянно менять направление, он ослепительно быстр, хотя чуть менее приемист, чем P1. По дороге в Эль-Киксоль и Аркавель проясняется вот что: с одинаково умелыми пилотами за рулем P1 быстрее проходит крутые, резкие повороты и держится впереди. 918 более надежен на торможении, позволяет тормозить позже. А если поворот длинный и крутой, дает больше уверенности в грипе и в том, что можно рано открывать газ. На разнообразной дороге они держатся в целом наравне. Но одно остается неизменным: в P1 пилот работает и потеет больше. 918 явно более дружелюбен.

Еще день в горах – только останавливаемся чаще, чтобы не перегреть тормоза

Через несколько часов виражирования мы выезжаем из Андорры обратно в Испанию: едем мимо деревни Альп, а потом сворачиваем к Ла-Молина. Тут кое-кто слетает с катушек. А именно – М4. 918 и P1 уже ушли в точку, воспользовавшись очередным намеком на прямую. Дорога идет по склону горы, асфальт гладкий, а повороты такие, какие бывают только в эротических снах. Низкие облака нависают над изумрудной долиной. Потрясающее место! А золотой BMW, как назло, бьется в истерике. Я пытаюсь вести его с включенным трекшн-контролем, но электронные феечки слишком беспокоятся, и лампочка, предупреждающая о потере сцепления, моргает без устали. Когда я выключаю трекшн-контроль, BMW колбасит, будто на виражах – пятна льда, а шины лысые. Передняя ось держит отлично, руль точный, тормоза великолепные. Но как только я подношу ногу к педали газа, М4 размашисто срывает зад. За эти двадцать минут я испытал больше разочарования, чем за всю неделю. Превосходный мощный мотор просто бесполезен, я не могу им воспользоваться. Расстройство усугубляется тем, что, пересев в Corvette, я рву BMW на третьей передаче.

Stingray отделал BMW в мясо. Куда перед направишь – там он и цепляется, а зад срывается, только если его спровоцировать. Переход от небольшого сноса переда к ленивому срыву зада – осторожный и управляемый. Звук отчасти напоминает американский мускул-кар, отчасти – гоночный GT эндуро. Да, передачи переключаются долго – между второй и третьей обороты успевают упасть, а режим Track резковат для дороги. Но проникнись духом Corvette, используй несравненные тормоза – и поймешь, что это блестящий автомобиль. Он построен людьми, которые знали, что делали. Качество еще не на европейском уровне, но это ничего. По сравнению с BMW у него хотя бы есть характер. А последний слишком похож на прокачанный 335i. На этой дороге равных Corvette нет: я отдаю его крайне неохотно.

Остается последний автомобиль, самый скромный из всех. Я жду Golf R, когда подъезжают фотографы. Качество дорог лучше всего характеризуют тлеющие тормоза нашего Alhambra: кому-то нужно ехать помедленнее, иначе на следующей остановке понадобится огнетушитель. Подъезжает Golf, и из него вылезает очень довольный Сэм Филип. Он говорит, что это не машина, а сказка. А по мне – это просто Golf.

Но нет! Хотя в этой компании Golf R выглядит скромно, вскоре становится ясно, что это безграничный талант. Поразительно, что даже в предательских виражах ему хватает сил для броска на второй и третьей передачах, а полный привод умудряется не обнаружить себя – хитрейший трюк, на который только способны инженеры. Коробка DSG точна и быстра. Перед почти неправдоподобно цепок. Как и 918, это потрясающе приятная машина и отчаянно классная на скорости. Правда, минут через двадцать “вдохновенного” драйва педаль тормоза делается мягче пуха, а диски окутываются дымом, как барная стойка 70-х. Ну, нет, хватит с нас пожаров...

Мы проводим в горах еще один день, занимаясь примерно тем же, только останавливаемся почаще, чтобы не перегревать тормоза. И результаты не меняются. BMW M4 так и не обрел себя. В нем много хорошего, но новый М не обладает той экстра-дозой характера, которая заставляет мозг раскаляться от эмоций. Он быстр, экономичен, незаменим в быту и потрясающ в дрифте. Но он потерял чувство юмора, которого у предыдущего М-кара было в избытке. Он благопристойный и синтетический – а для меня это огромное разочарование. Никто из нас не выступил в его защиту...

Наконец-то есть Chevrolet, который вправе задирать нос в любой компании

Зато дифирамбы Stingray пели все. Не то чтобы мы не ждали от него многого. Но прогнозы были сдержанными. И С7 просто потряс нас всех – и на треке, и на дороге. Нет, не идеал и эстетически не каждому по вкусу. Но нельзя отрицать, что Chevrolet наконец сделал автомобиль, который вправе задирать нос в любой компании. Душа у него была всегда, но теперь есть и талант. Это пьянящий замес. Golf R, как ни странно, в этом на него похож. Никто не ожидал, что тихоня VW будет таким классным. Но если хотите громко смеяться, не обмирая от страха внутри, берите R. Все, что на горной дорожке способно не отстать от суперкара и стоит меньше двух миллионов рублей, нам по душе. В этом он – офигительный.

Остаются 918 и P1. Повторю очевидное: оба – предел возможного для дорожной машины в 2014 году. Оба хороши в любом мыслимом аспекте. Ради таких автомобилей читают наш журнал, и из-за них мы все любим автомобили. Они очень быстрые, красивые, потрясные. Но Неделя Скорости на дороге и на треке прояснила одно: с моим уровнем мастерства я быстрее в Porsche 918. Просто потому, что на пределе вести его легче. McLaren P1 так же быстр, но чтобы найти его предел, нужно провести с ним больше времени. И, вероятно, пройти курс молодого гонщика – за неделю прижимную силу не освоить. А в битве с профессионалом за рулем победителя определит трасса... Да, настолько они равны. Джереми Кларксон сказал, что если 918 обгонит P1 на треке TopGear, он сменит имя на Дженнифер. Что ж, хотя бы инициалы останутся прежними.

Вот так. Неделя Скорости TopGear завершилась – до следующего года. Выводы сделаны, пожары потушены, шины изношены. И, кстати, я все-таки поездил на этом проклятом Caterham. И нечаянно получил огромное удовольствие.

Только никому не говорите.

ТЕКСТ: ТОМ ФОРД / ФОТО: ДЖОН УИЧЕРЛИ