Люди года: Марк Маркес

Как было бы просто, имей Маркес хоть малейшее отношение к Древней Греции. Хватило бы одной фразы Аристотеля, чтобы описать его емко и кратко: “Мы – то, что мы делаем изо дня в день”.

А что делает Маркес? Он громит книги рекордов. Он превратил MotoGP в площадку для своих игрищ. Такой талант появляется раз в поколение. Кому-то он напоминает Сенну сверхъестественным мастерством и презрением к условностям. Перечень рекордных достижений Маркеса (вспомните, в MotoGP он всего второй год) займет почти весь журнал. Мы назовем лишь некоторые, чтобы вы ощутили масштаб этого феномена.

Маркес – самый молодой мотогонщик, ставший чемпионом мира. Первый за тридцать пять лет, кто сразу шагнул из новичков в чемпионы. Самый молодой мотогонщик, побеждавший в чемпионате два сезона кряду. Только в этом году на его счету десять побед, одна за другой. В процентах по победам, поул-позициям и подиумам он опережает великого Валентино Росси.

Услышав имя Росси, Маркес расплывается в улыбке. “Валентино – мой кумир, – заявляет он со страстью подростка, только открывшего для себя противоположный пол. – Я равняюсь на Дани Педросу [мотогонщик из его команды], но Росси – мой герой.

Помню, как первый раз выехал на трассу с Валентино. Я стартовал за ним и напрочь забыл про газ, потому что смотрел лишь на него. Из головы вылетело, что нужно разгоняться. Тот день – совершенно особенное воспоминание... Победить его в первый же год было странно”.

Что, не верится? Глава команды Repsol Honda Ливио Суппо, закаленный в боях MotoGP ветеран, может рассказать кучу интересного. И он отлично понимает, что за талант попал к нему в руки. “Я – итальянец и не люблю говорить о будущем, потому что верю в приметы, а наш спорт – опасное дело. И не важно, что у Марка впереди, за его плечами уже невероятные достижения”.

Путь к победе 2014

1 ЛОСАЛЬ
Поул-позиция, победа / 2 ТРАССА АМЕРИК Поул-позиция, победа, лучший круг / 3 ТЕРМАС-ДЕ-РИО-ОНДО Поул-позиция, победа / 4 ХЕРЕС Поул-позиция, победа, лучший круг / 5 ЛЕ-МАН Поул-позиция, победа, лучший круг / 6 МУДЖЕЛЛО Поул-позиция, победа, лучший круг / 7 БАРСЕЛОНА Победа, лучший круг / 8 АССЕН Победа, лучший круг / 9 ЗАКСЕНРИНГ Поул-позиция, победа, лучший круг / 10 ИНДИАНАПОЛИС Поул-позиция, победа, лучший круг / 11 ТРАССА ИМЕНИ МАСАРИКА, БРНО Четвертое место, поул-позиция / 12 СИЛЬВЕРСТОУН Поул-позиция, победа, лучший круг / 13 МИЗАНО Пятнадцатое место, лучший круг / 14 АРАГОН Поул-позиция, тринадцатое место / 15 МОТЕГИ Второе место / 16 ФИЛЛИП-АЙЛЕНД Поул-позиция, снялся / 17 СЕПАНГ Поул-позиция, победа, лучший круг / 18 ТРАССА ИМЕНИ РИКАРДО ТОРМО Победа, лучший круг


1 М. Маркес
362
2 В. Росси 295
3 Х. Лоренцо 263

Суеверность Суппо не дешевое нагнетание драмы. Даже Марк в его нежном возрасте уже видел мрачную сторону автоспорта. В 2011 году мир MotoGP потрясла гибель Марко Симончелли на Гран-при Малайзии. Маркес тогда был в Moto2, сам разбился на практике, пропустив Гран-при.

“Не хочется об этом говорить, но, выезжая на трассу, ты часто не осознаешь риска. И тут случается такое. Наступает шок, ведь это был твой товарищ. И затем приходит понимание...” – вспоминает Марк.

Бывало, что накатывал страх, ведь опасность всегда незримо присутствует в гонке? “Нет, – просто отвечает Маркес. – Я никогда не боюсь. Мне нравится адреналин, а если он тебе нравится и ты счастлив, все хорошо. Никогда не думаю о том, что это когда-нибудь закончится. Может быть, я уйду из гонок, когда мне будет тридцать или тридцать пять, но сейчас, в двадцать один?.. Я не размышляю о таких вещах”.

Марк ведет группу по пантомиме. Ученики его обожают

Молчаливая пауза. “Иногда гонка заставляет себя «уважать». В конце прямой, когда мотоцикл теряет устойчивость, да еще в ветер и плохую дорогу, как в прошлом году в Муджелло… Я очень сильно побился, и мне было страшно весь уик-энд”. Он ­смеется, но если посмотреть видео той аварии, будет не до смеха.

Переднее колесо завихляло на одной из самых быстрых прямых MotoGP. И хотя Марк пытался выправить байк, тот полетел в стену на скорости около 290 км/ч, и пришлось соскочить. “Не помню ничего из того момента, но отпустить байк и отпрыгнуть, несясь в стену, было самым сложным”, – говорит он, улыбаясь. Улыбаясь, понимаете?

На том этапе чемпионата, признается Марк, он был готов на все. “Первую половину сезона ты гонку за гонкой идешь на риск, на стопроцентный риск. Если есть шанс победить, ты выкладываешься на полную”. Во второй половине, по словам Маркеса, главное – удержать лидерство. Хотя на его лидерство сейчас никто и не покушается. Вполне возможно, что успехом Маркес обязан мотоциклу, самому большому и крутому из всех.

“Да, я так и говорю, – мгновенно соглашается он, – лучше байка просто нет. У нас вообще лучший комплект: гонщик, команда, мотоцикл. Лучшее, что у меня может быть, – это моя Honda, моя команда и мой стиль”.

Ливио согласен, но больше упирает на сверхъестественное мастерство молодого джедая. “Гонщик MotoGP больше влияет на результат, чем пилот «Ф-1». Так что дело не в байке. В гонщике все дело”.

“Может быть, другой на Honda поедет медленнее, чем на своем мотоцикле, – говорит Маркес. – Но как по мне, Honda – лучший байк в этом сезоне”.

Его невероятные наклоны – уникальный стиль. Кажется, что вытворять такое на байке невозможно физически. Маркес пожимает плечами и снова улыбается. “Я начинал с мотокросса, там тоже часто свешиваешься – хочешь не хочешь, а научишься. Когда мне было двенадцать или тринадцать, я был мелким, щуплым, поэтому ехал плавно и старался быть агрессивнее, но не мог.

И лишь накачав мышцы, поехал так, как всегда хотелось. А стиль... Я еду больше телом по асфальту, агрессивно. Не знаю, почему, но, может быть, я просто очень уверен в себе”.

Свешивание на самой грани сцепления. Это Маркес

Эта уверенность поражает второго гонщика команды, скромного и немногословного Дани Педросу. “Я впервые работаю с молодым поколе­нием. С ними все по-другому. Марк едет совсем по-другому, у него другой подход”, – говорит он неторопливо.

Дани отвечал за разработку байка, и он согласен, что рулит тут не машина, а вся команда. “Байк невероятно хорош, но хороши и люди, которые за ним стоят”.

Сам Педроса – большой, но скромный мастер. “Как бы ты ни старался копировать других, в конце концов все будешь делать по-своему. Так лучше – идти своим путем”, – говорит он о лидерстве Маркеса. Странное мнение, особенно если учесть, что Педроса по очкам третий в истории всего MotoGP, впереди только Росси и Мик Дуэн.

“Думаю, Дани непросто, – говорит Ливио. – Вспомните тетиву взаимоотношений Росси и Лоренцо в Yamaha. Быть гонщиком рядом с Марком вообще очень трудно. И сложность для Дани в том, что все вопросы, которые ему ­задают, – про Марка. Такое тяжело выдержать”.

Но Марк – само обаяние. “Я уважаю и Дани, и других пилотов, – говорит он. – Вне трассы... Конечно, мы не можем быть друзьями не разлей вода. Но у нас хорошие отношения, мы говорим обо всем: о жизни, о девушках, о байках, о гонках... обо всем”.

А каково будет соревноваться с младшим братом? Алекс тоже подает надежды. Марк задумывается. “Хорошо, когда брат занимается тем же, чем и ты, потому что тогда ты не одинок”.

Но за улыбками, буйной энергией и уважением чувствуются стальная броня уверенности в своих силах и воля к победе. “Это хорошо, но когда я с ним на трассе, все иначе. Я по-другому отношусь к нему, по-другому уважаю. Я постараюсь его обогнать”.

Наше время заканчивается, а я продолжаю искать секрет его успеха, помимо бесстрашия, желания победить, сверхъестественного мастерства и неустанной работы. И тут меня осеняет. Трусы!

“Ну, конечно, – смеется Маркес. – По традиции, я надеваю синие трусы на практику, а красные – на гонку!” Что, Аристотель, съел?