Лучшие машины в мире: снаряды

Мечтать осторожно
Audi R18 e-TRON
Мечтать
Volkswagen Polo R WRC
Даже не мечтать
Mercedes-Benz W05 Hybrid

В самом сердце автоспорта лежит неочевидный парадокс. Самых быстрых и ярких пилотов мы возводим в кумиры, поднимаем на руки и носим ровно до того дня, когда стабильность их побед – уик-энд за уик-эндом, гонка за гонкой – не начинает надоедать. Да уж, мы жутко непостоянны...

“Формула-1”, гонки на выносливость и чемпионат мира по ралли цикличны, и легко забыть, как быстро все может поменяться. В 2012 году, например, в первых семи Гран-при победили семь разных пилотов. Citroen и в частности Себастьян Лёб были лучшими в WRC большую часть XXI века. Сейчас Mercedes-Benz – лидер формульной сетки, а VW установил рекорд по самой длинной череде побед в истории ралли с бывшим коллегой Лёба, Себастьяном Ожье, и его Polo R WRC.

VW POLO R WRC

Шасси стандартного Polo расширено до 1820 мм. Крылья, двери, капот и дверь багажника – из карбона и кевлара. Полный привод с двумя механическими дифференциалами. А мотор – 300-сильная турбированная 1,6-литровая “четверка” с хитрым антилагом, который VW называет “бах-бах”

Тем временем Audi выдерживает жесткую атаку Toyota и будет еще серьезнее атакована Porsche, как только они устранят все мелкие косяки. Но главная гонка серии – Ле-Ман, и тут Audi всего дважды за 15 лет осталась без победы. В этом году они выиграли, несмотря на то, что потрясающий R-18 e-tron quattro пришлось реанимировать после чудовищной аварии Лоика Дюваля. Что и говорить, это была невероятная гонка. Яркий пример того, на что способна команда с опытом и тринадцатью победами за плечами.

Однако возникает естественный вопрос: как им удается создавать бесконечно побеждающие машины?

Audi R18 e-TRON

Как и в “Ф-1”, в гонках на выносливость расход не менее важен, чем скорость. R18 2014-го на 30% экономичнее, чем прошлогодняя машина. Здесь четырехлитровый дизель и система рекуперации на передней оси

Давайте в качестве примера возьмем Mercedes W05 Hybrid – бесспорно самый успешный автомобиль Ф-1 после McLaren MP4/4 1988 года. В 2012-м я был в главном офисе команды в Бриксуорте. “У нас шесть отделов, – сказал мне главный инженер Энди Коуэлл. – И наша задача проста – сделать все, чтобы гоночный автомобиль проходил трассу быстрее. Есть отделы динамики, электроники, есть инженеры, обкатывающие новые решения, есть контроль качества... Инженеры – неуправляемые личности, они никогда не хотят работать, им бы только изобретать. Поэтому у нас есть менеджмент, чья работа – заставлять технарей доводить дело до конца”.

К середине 2012 года инженеры High Performance Powertrains уже закончили компоновку 1,6-литрового гибридного “турбо” под новый регламент. Преимущества схемы обнаружились уже тогда. За пару лет до этого HPP вложился в новую систему KERS. Mercedes получил жизненно важное преимущество, научившись запасать и хранить энергию. Близость базы команды в Брэкли тоже принесла дивиденды, позволив быстро внедрить все наработки.

MERCEDES WO5 Hybrid

Mercedes сделал фокус с турбиной на гибридном 1,6 V6 и получил внушительную скорость на прямой. Плюс улучшен прижим и снижен расход топлива. Температурный КПД – также один из больших успехов 2014 года, его можно использовать в будущем для дорожных Mercedes. А значит, мы тоже в выигрыше…

Теперь мы знаем, что HPP додумался рассечь турбонаддув надвое, практически поставив холодную и горячую части турбины в разные концы мотора и связав их валом. Так, снизилась температура на впуске, что, в свою очередь, позволило уменьшить интеркулер. Спецы по аэродинамике получили возможность уплотнить узлы и сдвинуть вперед коробку, что еще понизило центр тяжести. Иначе говоря, одно мгновение чистого вдохновения подарило множество преимуществ. Но зависит ли гениальность идей от внутренней структуры команды? У Ferrari с этим сейчас швах, какая магия может помочь им?

“Мы созываем креативные собрания: инженеры в Брэкли и инженеры в Брикcуорте собираются вместе и обсуждают вопрос, – говорил мне Коуэлл, когда в этом году я снова оказался в HPP. – Мы устраиваем мозговой штурм, а потом подсчитываем, стоит ли овчинка выделки. Часто приходится отказывать, потому что идеи либо слишком сложны, либо слишком дороги. Но порой выгода настолько очевидна, что мы даем добро на работу”.

Льюис Хэмилтон
машину этого года конструировали для него. И, возможно, для Нико Росберга
Марсель Фесслер, Андре Лотерер и Бенуа Трелюйе
после 379 кругов вам бы тоже понадобился дезодорант
Себастьян Ожье
вышел из тени другой раллийной легенды. И тоже по имени Себастьян

Но Коуэлл подчеркивает, что успехом Mercedes обязан не только инновациям: “Даже самому быстрому гоночному автомобилю нужны талантливый пилот и эффективная аэродинамика. Поэтому, чтобы построить одну машину, нужна армия специалистов. Дальше дело в гибкой тактике. Не думаю, что все зависит только от чего-то одного”.

Босс Audi Motorsport Вольфганг Ульрих – признанная легенда уровня великого Норберта Зингера, автора череды побед Porsche в Ле-Мане в 70-е и 80-е годы. И он бы тут согласился. И большая автоспортивная шишка VW, чудесный Йост Капито, точно знает рецепт успеха. Хотите в двух словах? Это люди.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ