Лучшие машины в мире: скелеты

Купить
Caterham 160
£17 995
Копить
Ariel Atom 3.5R
£54 000
Мечтать
BAC Mono
£95 000

Представьте, что вас обогнали. Третий раз за семь минут. Надежда наверстать разрыв начинает таять, и в голову приходит хулиганская мысль. Отомстить!

Даже простая гоночная арифметика не помогает скулящему эго снова подрасти. Например, тот факт, что у тебя меньше трети мощности и на один цилиндр меньше, чем у обидчика, а его пилот – запрограммированный на победу робот.

Слегка покопавшись в темных глубинах безумия, я решаю, что Caterham 160 больше не может быть дорожным конусом на колесах, и включаю креатив на полную мощь. То есть на все 80 сил и неразрезной задний мост. И когда в зеркале на меня надвигается Стиг на черном BAC Mono, я начинаю выписывать опасные кренделя в надежде, что он не станет обгонять того, кто и так целит в отбойник.

Мы в Линкольншире, на роскошном Кэдуэлл-Парке. Складки маленькой долины, где расположен трек, дают массу шансов научиться ездить как лох. Вниз по крутому холму, в Мэнсфилд – крутой левый – я вхожу на пятой передаче и ходом за 130 км/ч. В этой части трассы лучше бы выбрать другую передачу и другую скорость. А учитывая, что стальные диски обуты в шины Avon 155/65/R14, а задние тормоза барабанные, автомобиль тоже не мешало бы поменять на другой.

Стиг не приближается к неуправляемому 160. Мудрое решение

Не знаю, почему, но меня не удивляет, что у Caterham нет ABS. Но для Стига это, видимо, сюрприз. Mono окутывается вонючим облаком, а я врубаю третью, бесцеремонно бросаю 160-й в поворот и... с верхом накладываю в штаны. Caterham со стоном выписывает параболу, срывает переднюю ось и стремительно переходит в скольжение (о ужас, а руль-то уже кончился!), которое смягчают только открытый дифференциал и абсолютное отсутствие какой бы то ни было значительной мощности. Единственная причина, почему я не разбился, это то, что при весе менее 500 кг инерции у Caterham почти нет. Пиррова победа одержана – Стиг не смог обогнать, хотя на полпути в повороте он хотел проскочить с пассажирской стороны. Если шлем может выражать гнев, то, клянусь, я четко видел это на его визоре.

Atom и Cтиг – трогательная встреча двух машин

Я сделал Стига. Конечно, я закладывал виражи в различном состоянии неравновесия и мотался, как пьяный, по прямой, но он был сзади, а я – впереди. Хотя иногда и на траве. К сожалению, триумф был недолгим. Когда трасса расширилась, я услышал щелчок (это Mono сбросил передачу) и втянул голову в плечи, когда BAC метнулся вперед в полуметре от меня. Мелькнула паутина задней подвески с центральным выхлопом, и Mono скрылся за холмом.

И все же, несмотря на динамические недостатки Caterham, я хохотал от счастья. Зачем еще нужен трековый автомобиль? Чтобы рьяно гонять, не рискуя жизнью, чтобы разгоняться до предела в относительной безопасности. Конечно, Caterham за 18 штук фунтов – аутсайдер дорогого, но сердитого сектора рынка тачек для трек-дней. Но зато он научит вас ездить на быстрой машине. Скромная мощность, слабенькие тормоза, ни байта электроники, задний привод и приличный руль. А значит, в 160-м ты учишься действовать плавно, держать скорость, а потом можешь перенести навык в нечто более зверское.

В Ariel Atom 3.5R, например. У этой штуки достаточно гонора, чтобы сцепиться почти с любым автомобилем. Это давно знакомый нам рамный банан, оснащенный 350-сильной двухлитровой хондовской “четверкой” с компрессором. Весит машина около 550 кг. У нее есть крылья, боковые воздухозаборники и пневматическая секвенталка Sadev. Диф-самоблок просто блестящий, и мощности во всем диапазоне достаточно, чтобы удовлетворить Стига. Конечно, он носился по Кэдуэллу на скорости, которая поразила бы и мотоциклиста. Компрессор Atom выл белухой, выхлопные трубы стреляли и плевались огнем на перегазовках.

Внутри Caterham комфорта ровно... ноль
В BAC Mono сядет только один человек. Зато уютно
В Atom тонна кнопок и большой дисплей

Но и Atom вести легко. Да, это экзотика, и нужно приноровиться к коробке, но как только научишься обращаться со сцеплением и ехать так резко, чтобы в конце большой прямой переходить на три передачи вниз, понимаешь: это потрясающая машина. Разгон до 210 км/ч лучше всего назвать неутомимым. На этой скорости поток воздуха будет пытаться оторвать вам голову. Atom считает, что разгон до сотни занимает 2,5 с. Правда, если позволит сцепление с дорогой.

Нам позволило. В сущности, мы находили его в каждой точке бесконечно изнуряющих спусков и подъемов Кэдуэлла и чувствовали, как Atom умеет цепляться за землю. После длинного правого поворота левая сторона лица у меня неестественно вытянулась. Центрифуга! Если не вовремя дать пинка, автомобиль сорвет зад, но этот 3.5R более послушен, чем старые Atom. Он предупреждает о заносе. А у прекрасной подвески Ohlins, представьте, приятный ход.

Atom разгружается и сильно буксует на резких перепадах высот. Но даже в широком и быстром зигзаге я чувствовал себя уверенно. Руль чудесен, а тормоза феноменальны. Выглядит он потрясающе и едет в равной степени опасно и уверенно. Это как ручной тигр.

BAC Mono – нечто совершенно иное. Ты не поедешь на нем на трек – скорее, отвезешь его туда и дашь себе оторваться. В Mono одно сиденье и куча кнопок на руле, что интригует и страшит. В нем сидишь, задрав ноги на уровень груди, вытянувшись и откинувшись назад. Кажется, такое можно увидеть только по телевизору. Это нечто особенное. Он умеет ездить по дорогам. Но любит носиться по треку и отжигать.

Удивительно, что такие похожие по духу машины оказались настолько разными

Мотор атмосферный, может набирать обороты высоко и долго, и хотя здесь на 70 сил меньше, чем у Atom, и почти такая же масса, недостатка мощности не видно. Весь автомобиль вибрирует, пневматическая коробка переключается быстро, как DSG, и он явно не намерен терять время на заносы и скольжения. Он хочет ехать очень-очень быстро. Никакого выпендрежа, никаких проволочек. Это автомобиль для чистого проката. Для чистого времени круга.

Спасибо, Кэдуэлл! Здесь работает компания MSV Trackdays, самый крупный организатор трек-дней в Великобритании. Кроме Кэдуэлла они проводят трек-дни на Брэндс-Хэтче, Олтон-Парке, Снеттертоне и бедфордском автодроме. Тем, кто ни разу не ездил по трассе, MSVT предложит дни для новичков и сессии только для дорожных машин, а общие трек-дни – для более опытных пилотов и острее заточенной под трек техники. И если хотите перейти на уровень выше, MSVT предложит программу Race Academy, куда входят личный наставник и тесты ARDS – первый шаг к тому, чтобы стать гонщиком.

Тот, кто собирается заявиться на трек-день на Mono, должен уметь с ним управляться, иначе не спастись от насмешек. Но если все делать правильно, BAC будет менять направление, как пугливая рыбка. Он реагирует даже быстрее, чем Atom, а значит, можно быстрее исправлять ошибки. Но и накажет он быстрее. А тормоза… Это нечто. На машине стоит опционная карбон-керамика, и тормозит Mono, как об стенку. Да уж, Ariel более мягкий и деликатный. Но Mono – новый уровень трек-дня. Выше только реальные гонки, и тут сто тысяч фунтов за Mono начинают казаться совершенно разумной ценой.

Странное дело, что такие похожие автомобили такие разные. Caterham – трек-кар на докатках. На нем не наломаешь дров. Atom – слегка пугающий, но в него можно посадить пассажира. А Mono, в сущности, подстрекает заняться гонками. Но у них есть общее. Из каждого выходишь с улыбкой от уха до уха. Проверено.

ТЕКСТ: ТОМ ФОРД / ФОТО: РОУЭН ХОРНКАСЛ