Лучшие машины в мире: чистое техно

Мечтать
BMW i8
£96 385
Купить
Renault Zoe Expression
£13 995
Копить
Opel Ampera Positiv
£28 750

На рассвете новой технологии куча изобретателей предлагают кучу решений. Посмотрите на разнообразие летательных аппаратов тяжелее воздуха, возникших за десять лет после полета братьев Райт. Или на смартфоны спустя десятилетие после Nokia Communicator. Но в конце концов все приходит к некоему единообразию. Эволюция электромобилей еще не достигла момента конвергенции, поэтому к общему стандарту в этом вопросе мы придем нескоро. Если вообще придем.

Zoe – чистый электромобиль в стальном кузове. И, в сущности, Ampera близок ему по духу. Но у последнего меньше батарея, и присутствует вспомогательный бензиновый мотор, вырабатывающий энергию для зарядки. А еще есть i8. Как и Ampera, он может быть переднеприводным ”электроником”, пока не сядет, но в этом случае динамики суперкара от него не ждите. Для пущего эффекта есть бензиновый ДВС в базе, который поставляет электроэнергию для переднего мотора и превращает i8 в полноприводный суперкар.

В i8 нет ничего серийного, в нем все уникальное

Но поскольку автомобилям нужно запасать энергию, у всех трех общие принципы. На постоянной скорости они катят с минимумом усилий. А тормозя, накапливают энергию. Им необходимы малый вес, обтекаемый кузов, низкий коэффициент трения и умные моторы. И чтобы этого достичь, нужно переделать машину так, чтобы все работало максимально эффективно. Взять обычный автомобиль, вынуть мотор и поставить на его место какое-нибудь научное изобретение – халтурная работа. Так не делают.

i8 – театральный подход к “зеленому” автомобилю. Его лебединые двери позволяют придать силуэту более обтекаемую форму. В его узкий аскетичный, но дорогой в отделке салон нужно опускаться. А сев за руль, ты погружаешься в метафорические объятия и начинаешь сенсорное общение. В режимах электромобиля и экогибрида ты ведешь i8 с исключительной концентрацией, стараясь поменять собственные привычки. Ты стремишься соответствовать.

Но стоит сдвинуть в сторону рычаг трансмиссии – и ты чувствуешь, как напрягаются подвеска и акселератор, а коробка переключается агрессивнее. Звук двигателя становится гортанным. Да, эти вещи уже из привычного мира. Теперь это настоящий спорткар: острые повороты, феноменальное сцепление, упоительный разгон. Кстати, вы знали, что здесь есть второй электромотор? Он затыкает турбояму ДВС. Неужели не знали?

Что ж, на другом конце этого трио – Zoe. И его миссия – экологическая чистота и экономия. Но на самом деле это просто блестящий городской супермини, и точка. У него мягкая подвеска и полный электропривод с его плавным стартом, отличным откликом и ровным разгоном в полной тишине. А светлые оттенки и простые формы салона вымывают из твоего сознания все нехорошие мысли.

Как ни крути, а Ampera ближе всего к космолету

Ampera так же бесшумен в режиме электромобиля. В нем можно не беспокоиться о том, что разрядится аккумулятор. Как только электрозапас иссяк, мягко заводится мотор, и ты едешь дальше. Мотора даже два. Один всегда крутит колеса, а другой может либо увеличить динамику, либо выступить генератором.

Снова к i8. Его карбоновый монокок и электрогибридное шасси спрятаны под кузовом, рожденным в аэродинамической трубе. Компьютеры управляют распределением тяги между электрическим передом и бензиновым задом, и поэтому автомобиль закладывает виражи гораздо шустрее, чем можно подумать, глядя на его шины. Это настоящий спорткар. И чтобы сделать его легче и обтекаемее, убрали все лишнее. Рычаги подвески и даже механизмы дворников здесь сделаны на заказ, с учетом легкости конструкции. Но они красивы! Оконное стекло тонкое, но исключительно прочное – такое используют в экранах телефонов.

Будем ли мы разгоняться быстрее, чем 135 км/ч в Zoe, 160 км/ч в Ampera и 250 км/ч в i8? Нет. Поставлены электронные ограничители. А значит, тормоза можно сделать легче, кузову придать низкое лобовое сопротивление, так как не нужно бороться с подъемной силой на высоких скоростях.

А теперь к сенсационной экономичности. Имейте в виду, i8 и Ampera получают энергию из двух источников: розетки и АЗС. Поэтому официальные показатели их расхода топлива не так честны. Ведь электричество не посчитано. Реальная экономичность зависит от того, как часто их заряжать или сколько ездить на бензине. Если до работы вам ехать 65 километров, то это и есть запас хода Ampera. Тут бензин вообще не понадобится. Наш тестовый автомобиль проездил полгода, заправившись лишь раз.

С пустыми батарейками и i8, и Ampera работают как обычные гибриды. Это позволило уменьшить мотор до 1,5-литрового турбо в BMW. У Ampera 1,4-литровый движок, которому также не нужно быть сложным – он работает генератором, на почти постоянных оборотах. Поэтому даже на бензине оба весьма экономичны.

Поразительно! Zoe выглядит как обычный автомобиль.

Подход Renault более прямолинеен. У Zoe только электрическая система. То есть нет двигателя, коробки, системы охлаждения, выпуска, катализатора и топливного бака. Освободилась куча места, веса и денег, и все это можно потратить на более крупную батарею. В реальных условиях Zoe может проехать 110-130 км в теплую погоду, а в холодную – не больше сотни.

В Европе Zoe стоит как обычный супермини. Конечно, нужно заплатить за аренду аккумулятора, но в месяц вы отдадите столько, на сколько заправляется обычный сити-кар. Зато если с батарейками будут проблемы, решать их будет Renault.

Но рассуждая об этой троице, нельзя рассматривать только то, во сколько автомобили обойдутся. Более того, рождены они не только для того, чтобы беречь природу. Все трое отлично ездят. Это отрада для сердца, если понимать их и уметь с ними взаимодействовать. Эти машины дают понятию “любовь к автомобилю” целое новое измерение.

ТЕКСТ: ПОЛ ХОРРЕЛ / ФОТО: ДЖОН УИЧЕРЛИ