Кабрио года: Ferrari 458 Speciale Aperta

Клише – это дурной тон. Используя избитый шаблон, ты расписываешься в творческой импотенции и отсутствии воображения. Но представьте: сейчас вокруг меня сплошные штампы, и я чувствую прилив вдохновения.

Первое – красная Ferrari. Точнее, Rosso Corsa. Она с воем мчит в горах над Маранелло, преступно нарушая скорость. Солнце, хотя уже конец осени, ласково греет лицо, чувствуется тонкий аромат дыма и вскопанной земли. Прохожие улыбаются, как водится на родине Ferrari, и машут руками, подначивая поддать газку. Не день, а нагромождение банальностей. Как будто я в слащавом рекламном ролике Ferrari – клише на клише сидит и клише погоняет. Но, как я уже сказал, это прекрасно.

И даже лучше, чем прекрасно. Потому что Ferrari, вокруг которой вихрится осенняя дымка, – кабриолет, 458 Speciale Aperta. Не менее редкий, чем LaFerrari или 16М, который был перед ним. Четыреста девяносто девять машин достанутся лишь коллекционерам. Название длинновато, зато отражает суть: Aperta значит “открытый”. Это купе-кабриолет на базе крутой 458 Speciale.

Иначе говоря, Spider, который жалит еще сильнее. Самый мощный в мире атмосферный V8 смешивает воздух и топливо с такой скоростью, что развивает 605 л.с. при 9000 об/мин. Пик крутящего момента, 540 Нм, тоже высоко, на 6000 об/мин – это вам не турбодизель. 458 Speciale Aperta бешено дерет асфальт с дороги, разгоняясь до сотни за три секунды и до 200 км/ч за 9,5 с. Максималка 320 км/ч чревата нервным тиком. Автомобиль на 50 кг тяжелее Speciale, которая сама на 90 кг легче исходной 458.

В борьбе с весом дотошность граничит с манией. Столько мелочей нужно учесть: что убрать, что уменьшить, что сделать легче или оставить, как есть. Двигателю понадобились новые кулачки, больший ход клапанов, новый (короткий) впуск, новые поршни под степень сжатия 14:1 (для дорожной машины это ого-го!) и материалы подороже. И – вуаля! – минус 8 кг. Диски у Spider, как и у купе, легкие кованые (минус 12 кг), кузов и стекла легче (минус 13 кг), а раздев салон (до свидания, бардачок!), они убрали еще 20 кг. В целом, получается вес среднего пассажира.

Но цифрами всего не выразить. На бумаге Aperta от стандартной 458 отличается слабо, глазу не за что зацепиться. Но по ощущениям Speciale Aperta совсем другая, нежели обычный Spider. Это ясно сразу. Полосы и лишние дыры в кузове как бы намекают, но только когда поедешь, понимаешь, насколько Speciale особенная. В городе она кроткая (человек из 1970 года упал бы от удивления, что такая мощная машина так послушна), но когда, опустив крышу, выжмешь газ, улыбка растягивается до затылка.

Это Spider, который жалит еще смертельнее

Начнем с самого очевидного. Без крыши нет заслона от оглушительного рева. У атмосферного мотора 9000 оборотов, и он смакует каждую передачу чуть дольше, в отличие от турбированного, который рвется к горизонту чередой мощных бросков, стремительно перебирая передачи. Он растягивает рев на весь звукоряд, полируя октавы до блеска. Тихонько щелкните карбоновым серпом с правой стороны руля, и автомобиль мгновенно включит другую передачу и будет повторять снова и снова, насколько хватит дороги и смелости. Семиступенчатая F1 с двумя сцеплениями подгоняет обороты еще быстрее, хотя на деле ты только чувствуешь, что переключения вниз стали агрессивнее и через несколько секунд потребуется сконцентрироваться.

На виражах можно стрелять выхлопом на переключениях и топать по педали тормоза. Тормоза разработаны вместе с Brembo и улучшены с учетом опыта LaFerrari – передние колодки поменьше из гибридного материала, на дисках HT2 с более высоким содержанием кремния. Ferrari говорит, что Speciale останавливается на 8% быстрее, чем 458 Spider. Я могу сказать только, что тормозит она так резко, что корпус наливается тяжестью, как при прокачке пресса. В какой-то момент я остановился, как вкопанный, так, что у меня с носа слетели очки. Как ни странно, под конец тормоза все-таки чуть-чуть сдали. Машину нам дали совсем новенькую, так что, возможно, тормоза еще не притерлись. Ничего, мы-то их притрем.

Без крыши слышно, как коробка меняет передачи, и чувствуется вонь карбон-керамики после резких остановок. Купе не позволяет настолько погрузиться в процесс. Зато на плохой дороге мы почувствовали, что кузов мягче, чем у купе. Но не настолько, чтобы испугаться. Мы ездили по определенно худшим дорогам мира, на которых 458 должна была развалиться, но она оставалась собранной и устойчивой. Этим она точно обязана амортизаторам Frequency Shaped SCM-E, на этот раз оборудованным двумя соленоидами и новым софтом, который изменяет поле в магнитореологических амортизаторах каждую тысячную долю секунды. Невероятно умная штука – качество хода просто превосходное. И когда уникальные Michelin в контакте с дорогой, они цепляются лучше и разгоняют машину быстрее.

Что-что, а разгоняться Speciale умеет. Великолепный мотор играет классные мелодии. Если выбрать Race или СТ OFF на манеттино, то Side Slip Angle Control просчитает, какой угол заноса тебе по силам, и настроит шасси. Он наблюдает за тобой, справляется с контрольными данными и потом распределяет крутящий момент между двумя ведущими колесами с помощью e-diff. Из среднего пилота он делает героя, а из героя – легенду. Но самое прекрасное, что он убеждает тебя, что это ты сам так классно едешь.

Из среднего пилота она сделает героя, а из героя – легенду

Он постоянно говорит с тобой, поэтому нет ощущения ни искусственности, ни изоляции. Будь я претенциозным инженером ПО или пиарщиком Ferrari, я бы сказал, что здесь электроника не препятствие, а технология в помощь водителю. В связке чудесных широких, медленных и сухих итальянских шпилек Speciale Aperta с воем проносилась по коротким прямым между ними, как будто была привязана резинкой к вершине холма. Разгон, торможение, поворот, скольжение. Погонял, поел, поспал и все заново. В таком ритме шифт-лайт в верхней части руля становятся для тебя единственным светом в конце туннеля.

Все элементы машины в гармонии друг с другом. Результат – истинное наслаждение. Это 458, только лучше. Руль так хорошо настроен, что нос не просто ныряет в апекс, а следует за твоим взглядом, пронизывая поворот. Целишься и давишь на газ, чувствуя, как растет боковая перегрузка, пока не вылетишь с другого конца, на миг выкрутив руль в другую сторону. Интересно, что только полностью вырубив электронику, можно почувствовать, сколько работы выполняли байты. Зад заносит гораздо быстрее, и если ему разрешить, он сделает полный круг. Хотя то, что занос лишен резкости, – признак действительно сбалансированной машины. Для среднемоторного суперкара это изумительно.

Самая гениальная штука в том, что Speciale Aperta тащится от того, что делает. В этом для нее смысл жизни: крутить мотор, бить по тормозам, закладывать виражи и противостоять перегрузкам. Мир становится серо-зеленым месивом, отходя на второй план, – перед глазами только дорога. Не удивительно, что Speciale похожа на хищника: когда красный туман застилает глаза, дорога кажется тебе жертвой.

Но шероховатости есть, как ни странно. Во-первых, парочка чрезвычайно пошлых плашек в салоне. Одна говорит “Limited Edition”, а другая напоминает, что V8 получил титул “Двигатель года”. Еще я считаю, что аэродинамически эффективная корма с двумя трубами по бокам огромного диффузора не так элегантна, как корма стандартной 458. Я знаю, это дает реальное преимущество в динамике, но глаз радуется меньше.

Снова в горы, без крыши, отчаянно желая повторить все еще разок, последний

Есть в Speciale Apertа и грустная, сладко-горькая нотка. Стоя на обочине и любуясь автомобилем, я услышал, как по дороге мчит еще один спорткар. Неудивительно, ведь здесь тестируют Ferrari. Наконец появилась белая 458 в черном скотче. Она неслась на бешеной скорости и промчалась мимо, свистя, пыхтя и стреляя – отличный звук и несомненно турбированный мотор.

Не секрет, что Ferrari рассматривает турбомоторы меньшего объема для следующего поколения 458. Этот автомобиль был безусловно стремительным и звучал потрясающе, но все равно это было не то. Я посмотрел вслед прототипу, раздумывая, не погнаться ли за ним, но потом направился в другую сторону. Снова в горы, без крыши, отчаянно желая повторить все еще разок. Последний.

Ferrari 458 Speciale Aperta
Двигатель: 4497 см3, среднемоторный, V8 с прямым впрыском / Мощность: 605 л.с. при 9000 об/мин, 540 Нм при 6000-9000 об/мин, 11,8 л/100 км / Трансмиссия: 7-ступ. F1 с двумя сцеплениями, задний привод, F1-Trac E-Diff 3, трекшн-контроль F1, электронный дифференциал третьего поколения / Передние шины: 245/35 ZR20; Задние: 305/30 ZR20 / Динамика: 320 км/ч, 0-100 км/ч за 3 с, 0-200 км/ч за 9,5 с / Масса: 1445 кг (42% на перед, 58% на зад) / Цена: €280 000 (прибл.)

И в этот раз я подтвердил все свои подозрения. Эта 458 уникальна, изумительна, потрясна. Наш Кабриолет Года-2014, пусть дорогой и редкий. Складная крыша добавляет еще одну грань, делает ее лучше. Эта крыша не для того, чтобы все видели тебя, а для того, чтобы твой мир стал шире. Почувствуй запах тормозов, напор ветра, рев мотора. Мчать на этой машине под палящим солнцем – настоящая магия. Запахи наполняют салон, звук весело скачет по горам над Маранелло. Но не отступает и чувство грусти, потому что в следующем году с новым поколением турбированных 458 испытать такое будет невозможно. Магия исчезнет.

ТЕКСТ: ТОМ ФОРД / ФОТО: МЭТТ ХОУЭЛЛ