Fun-тест: Чисто для спорта

Что нам делать с электромобилем? Нет, серьезно. То есть что с ним делать серьезно, мы знаем. Устроить пробег, посчитать путь, прикинуть затраты на зарядку... На этом месте уже хочется зевать, ведь так? Потому что было, потому что скучно.

Нет, мы не сядем в поезд экологической сознательности, куда поголовно набились те, кто купил электромобиль. Лучше покажем (в первую очередь себе), что машина на электричестве – это не только умно, но и весело. Как домашний фонтанчик или чудо-фонарь. Вставляешь батарейки, плюс к плюсу, минус к минусу, если надо, втыкаешь вилку – и кайфуешь. В нашем же случае кайф в том, что ничего никуда втыкать не нужно. Soul EV уже заряжен на 140 километров пробега (по паспорту можно до 200, но у нас не хватило терпения), а наш план позволяет не думать о розетке минимум сутки.

На худой конец у нас есть план “Б”. То есть “Д” – дизельный кузен, чьи 128 л.с., 260 Нм и 6 л/100 км мы назвали лучшим из возможных предложений для Soul. Сегодня он выступит как техничка для всякого барахла. А заодно покажет (хотя никто из нас этого не желал), сколько шансов у передового электромотора против старого доброго ДВС. Иными словами, дизельная машина дотащит электрическую до офиса, если мы умудримся израсходовать весь заряд.

Итак, выезжаем. Утренний трафик – какофония звуков всех амплитуд и частот. Все кишит, гудит и улюлюкает. Странно, что кто-то называет этот акустический шторм мелодией мегаполиса. Отвоевав ряд, я удивленно слушаю эти подъемы и спады оборотов бензиновых моторов вокруг: у-И-Э-Э-у-у-И-И-у-И-Э-Э! Они ревут, выдавая тягу в узком, как тамбур, диапазоне и успо-каиваются при смене передач. Прежде это казалось нормальным – ведь у меня был собственный движок, который делал так же. Но сейчас, сидя в светлом салоне, я просто прожимаю педаль – и Soul EV под ровный, тихий гул электромотора набирает скорость без передышек на смену шестеренок в коробке. Будто рука большого ребенка ведет меня по дороге, как по полу гостиной. Слышны лишь гул экошин и вентилятор.

Когда уже мир оценит технический гений TG?

Торможение – ровное и плавное, а в режиме Brakes (рычаг-селектор вниз до упора) – еще и тягучее, как мармелад: так активируется рекуперация, позволяя немного подкормить спрятанные под полом батареи. Полезно для большого ЖК-экрана, печки и подогрева сиденья, который приходится включать, чтобы не замерзнуть в машине, чей мотор в принципе не дает тепла.

Дизельный Soul едет позади, чуть (в сухих цифрах – на 0,2 с) отставая на разгоне. В него мы утрамбовали весь скарб: санки, “ватрушки”, прочий надувной инвентарь, веревки и даже сноуборд с лыжами. Не просите повторить такое в шоу-руме Kia. Да, хэтч жалко, но в электрокаре поедут дети. Да, дети.

На планерке мы решили: если элект-ромобили очаровали взрослую аудиторию, они приведут в восторг и малышню. Устроим современный спортивный уик-энд, как сказал главный. Соорудим горнолыжный подъемник – без шума, пыли и выбросов. Так что найдите горку.

Вот почему мы залезли так высоко. Тут снежно, суетится народ, а внизу – крыши административных зданий. Идеальный природный пупырышек на теле Москвы, всего в 30 километ-рах от офиса. Шамони и Серр-Шевалье, только пониже и с возможностью встать на машине прямо на макушке. Заехать, правда, удалось с третьей попытки: лишние 277 кило батарей – это вам не пара пакетов из “Перекрестка”. Но, потратив на пробуксовку лишние 10 км заряда, мы закрепились на узкой площадке. И, растолкав зевак, достали домкрат и веревку.

Идея проста: превратить автомобиль в лайт-версию бугельного подъемника. На вид ничего сложного: домкратим передок, ставим диск от докатки и наматываем на него длинный трос, как на катушку. Ребенок съезжает вниз, цепляется за веревочку и быстренько возвращается на исходную позицию.

На практике – сразу три бонуса. Первый: ты экологически чист перед законом. Никаких вонючих газов. Второй: нет платы за подъем. И наконец, третий: в машине можно с комфортом отдохнуть. Черт возьми, когда уже мир оценит наш технический гений?

Однако у этой затеи, как и у любой другой идеи TG, реализуемой по принципу “утром придумываем – вечером реализуем”, по жизни оказались нюансы. Прежде всего оператору подъемника приходится нежнейше работать педалью тормоза. Выясняется, что без нагрузки (в виде собственно машины) привод Soul EV работает рывками. Достаточно сильными, чтобы на том конце троса ребенок расстался с шапочкой и настроением. О втором нюансе мы честно хотели умолчать, однако не вышло. Итак, вам потребуется... вторая машина.

Увы, из-за сложенного сзади зарядного кабеля электро-Соул лишен запаски: лишний диск пришлось одолжить у дизельного брата. А еще батарея на морозе разряжается быстрее. Но попробуйте сказать детям и сотрудникам редакции (по сути это одна и та же категория людей), что подъемник устал и пора по домам! Нет, лучше даже не пробуйте...

Угадайте, кто пришел на помощь? Кто поделился докаткой и буксировочным тросом? Да! В дело вмешалась наша дизельная “техничка”, оттащив всю компанию к офисной розетке и чаю. Спасибо тебе, внутреннее сгорание...

Однако эксперимент нас полностью удовлетворил. Во-первых, все снова получилось – а это главное. Во-вторых, Soul EV оказался на удивление проходимым. Самым проходимым из электрокаров. И в-третьих, нам удалось на целый день (почти) забить на тот серьез, что витает вокруг электричества.

Конечно, мы не забыли про зарядные станции, отсутствие ценника (продажи EV в РФ пока под вопросом) и про те два переходника, что мы спалили в офисе, пытаясь запитать авто будущего от нынешней электросети.

Но в день, когда Kia решится продавать у нас электрокары, мы с удовольствием повторим наш опыт. И если нас сейчас читают в корейском офисе – парни, подумайте над запаской. Или хотя бы над диском от нее.

Идея: Виталий Тищенко, Валерий Арутин, Константин Новацкий / Автомобили: KIA Soul, KIA Soul EV / Действующие лица и исполнители: сотрудники TopGear с семьями и детьми / Оператор импровизированного подъемника: Валерий Арутин / Фото: Кирилл Калапов / Текст: Константин Новацкий