F1 в Сочи: как это было

Болельщики со стажем помнят, как на рубеже веков в России чуть ли не каждый год собирались строить трассу, которая примет первый отечественный Гран-при. Нагатино, Шереметьево, Тула, Пулково… Да что там! Гонку хотели провести прямо на улицах Москвы – идея, которая пришла в голову Берни Экклстоуну еще в 1982-м. Правда, дальше громких заявлений и парочки проектов трасс дело не пошло. И, наверное, к лучшему.

Все прошедшее десятилетие мы постепенно шли к тому, чтобы гордо назвать себя автоспортивной державой: построили несколько хороших, хоть и не “формульных” треков, купили пару команд в Ф-1 (да-да, перед Marussia был еще Midland Алекса Шнайдера), вырастили поколение талантливых пилотов. И вот теперь для нашего первого Большого Приза настало самое время. Летим в Сочи!

Срочно созванный редакцонный консилиум признал сочинских грид-гёрлс лучшими в истории

Спустившись с трапа самолета, было сложно поверить, что ты все еще в России. Пальмы, море, ошеломляющая чистота, английская речь, радушные люди и, кажется, вообще новый с иголочки город – а загранпаспорт при этом никто не требует. Ущипните нас! Пожалуй, для наших сограждан путешествие в такую собственную страну оказалось куда более интригующим, чем для гастролирующих с Большим цирком “Формулы-1” иностранцев. Для тех обстановка была привычной: паддок и все строения около “Сочи Автодрома” не хуже, чем везде. Разве что, в отличие от некоторых новых треков, построены в срок.

Трасса, проложенная в Имеретинской долине среди олимпийских объектов, выглядит здорово – и чем-то напоминает автодром в Абу-Даби. Пожалуй, единственная претензия – несмотря на внешнее великолепие, в гоночном смысле конфигурация получилась скучноватой. Хотя два хороших места для обгонов и несколько интересных поворотов здесь есть. Правда, это тот редкий случай, когда ругать придворного трек-архитектора не хочется: ограниченный болотистой почвой и близостью стадионов зимней Олимпиады Герман Тильке сделал все, что мог.

Ferrari в Сочи было не до веселья. Как, собственно, и по ходу всего сезона

И не его вина в том, что гонка оказалась не самой увлекательной. Покрышки Pirelli изнашивались слишком медленно, и никакого разнообразия тактики мы не увидели. Удивил, пожалуй, только Росберг, проехавший практически всю гонку на одном комплекте резины и пробившийся на второе место. Победитель же сюрпризов не преподнес: к финишу сезона Льюис Хэмилтон набрал такой темп, что сомнений в его чемпионстве уже практически не осталось. Россиянин Даниил Квят из Toro Rosso провел перед родными трибунами лучшую квалификацию в карьере: стал пятым. Однако в гонке вынужден был бороться с неуемным аппетитом двигателя Renault и даже в очки не попал, оказавшись ближе к вечно последним Marussia и Caterham, чем к подиуму.

Владимир Путин
лично вручил призы Льюису Хэмилтону и Пэдди Лоу. Но от шампанского отказался
Дэвид Култхард,
как и многие бывшие гонщики, теперь работает комментатором на телике
Берни Экклстоун
всегда добивается своего. Даже если ждать приходится 34 года
Росберг, Лоу, Хэмилтон и Боттас:
Нико, конечно, самый счастливый. Ведь с ним говорил наш президент
Ники Лауда
доволен. Еще бы: за победу в чемпионате Mercedes получит $60 млн

“Новые” команды, как выяснилось позже, приехали в Сочи на последние деньги: серьезные финансовые трудности поставили под угрозу их участие в заключительных гонках сезона. Возможно, первый российский Гран-при станет переломным моментом в истории новейшей “Формулы-1”: кризис, о неизбежности которого все знали, но предпочитали молчать, все-таки случился.

“Дэн, нефть дорожает, и мы слили с твоей тачки немного топлива. Придется экономить”

Это подтверждают и проблемы других частных команд – Lotus, Force India и Sauber. Сначала FIA выступает с идеями об ограничении бюджетов и зовет новые команды, обещая равные условия для всех. А через пару лет руководитель чемпионата Берни Экклстоун заявляет о том, что маленькие команды никому не нужны и предлагает богатым коллективам выставлять по три машины... Под тем же соусом ограничения расходов подаются и все поправки к регламенту. Но на деле они оборачиваются все новыми и новыми тратами. Гибридные силовые установки с турбированными V6 объемом 1,6 литра потребовали уйму денег на разработку и сразу же выросли в цене. Да и звучат они тоскливо – видели когда-нибудь, как во время гонки люди спят у самой трассы? Новые правила вроде двойных очков за финал вводятся и отменяются по ходу одного сезона…

Российский Гран-при может стать переломным моментом в истории новейшей Ф-1

Да, возможно, первый российский Гран-при пришелся на не самые лучшие времена в истории Королевских гонок. Коммерции в них стало больше, чем спорта, а гонщики все сильнее напоминают роботов. На каждой пресс-конференции мы слышим одно и то же: “спасибо команде за отличную машину/работу/погоду” или, если все пошло не так, “эту гонку стоит поскорее забыть”. За столкновения на трассе пилоты теперь получают штрафные баллы от судей, а раньше могли получить в челюсть от коллег – спросите Эдди Ирвайна!

Но жизнь устроена так, что за любым спадом неизбежно следует взлет, и Ф-1 непременно выйдет из пике – в самое ближайшее время. Посмотрите на DTM и WEC: сейчас в “кузовах” все отлично, но вспомните, что было лет 10 назад? Ренессанс непременно настанет, как наступает все неизбежное. И хочется верить, что одним из главных его героев станет российский пилот. Нужно только еще чуть-чуть подождать.

ТЕКСТ: СЕРГЕЙ ГАВРИЛЕНКО / ФОТО: ВЛАД КОРОЛЕВ