Европа vs Америка: Bloodhound SSC vs American Eagle
American Eagle
Lockheed F-104 Starfighter, один из самых быстрых истребителей своего поколения, введен в экс-плуатацию в 1958 году. Его GE J79 развивал почти 8 тонн тяги. Тонкий, как карандаш, с коротенькими крыльями, он мог разгоняться до 2250 км/ч.
Эд Шедл отыскал самолет на свалке в Мэйне в 1999-м. Покупка встала в $25 000, и еще $3000 ушло на то, чтобы переправить его на базу неподалеку от Сиэтла. Казалось бы, Шедл выбрал самый простой способ установить рекорд наземной скорости: берем самолет, снимаем крылья, ставим колеса, находим длинную прямую, жуем счастливый клевер и молимся. Но кроме шуток: почти 15 лет Шедл с командой волонтеров настраивали и совершенствовали American Eagle. И, как ни странно, у него есть одно преимущество перед Bloodhound SSC. Он был обкатан и показал выше 800 км/ч.
Денег у команды Eagle хватает лишь на один заезд в год
Но вот с деньгами у Шедла негусто. Он сам финансирует весь проект, принимая пожертвования, привлекая волонтеров, и может позволить себе только один заезд в год. “Хороший Starfighter стоил бы $300 000, а этот – никому не нужный металлолом. Я привез его домой, поставил под тент, а мастерскую устроил в коневозке. Движок тоже из списанных”.
Эд Шедл всегда мечтал о том, как будет бить рекорды
Да, движок... Не оригинальный J79, а его модифицированная версия LM1500 для морских и промышленных нужд. Короче говоря, это единственный шанс мотора прославиться. У Шедла таких два: один развивает 6 тонн, другой, с керамическими деталями, – около семи. “Наши расчеты говорят, что мы можем развить 1340 км/ч, но тут нужна поддержка правительства. У нас проблемы не только с деньгами, но и с разрешениями. А машина так устойчива и надежна на прямой, что я просто набираю обороты, задаю направление, и Eagle кидается вперед. У него четыре зоны форсажа, и разгон здорово меняется в первых двух”.
Eagle оснащен реактивным двигателем LM1500, развивающим около 52 000 л.с.
Если American Eagle проиграет Bloodhound, у Шедла есть план: “У Eagle пять колес – одно на носу и по два – на двух других осях. Мы сделали так, что он сможет ехать и без средней оси. Тогда его можно квалифицировать как мотоцикл…”
ПИЛОТ — ДЖЕССИ КОМБЗ
Джесси Комбз собирается побить на American Eagle рекорд наземной скорости среди женщин. Нынешний результат – 825 км/ч, и стоит он с 1976 года. В октябре прошлого года Джесси совершила первый заезд.
“Был попутный ветер скоростью 64 км/ч, и мы ждали, что заезд будет быстрым, но на 563 км/ч меня стало уводить – жутковато, скажу вам! Два раза пришлось сбавлять скорость. Конечно, назад я ехала против ветра, но мне удалось избежать колеи и показать хорошие цифры. На скорости все меняется. Я видела километровые отметки и на форсаже ехала с третьей почти до восьмой. На максимальных 708 км/ч было здорово. Очень здорово”.
Bloodhound SSC
Весь каркас безопасности в Bloodhound сделан из карбона
Вы, наверное, уже много знаете о Bloodhound SSC. Возможно, вы знаете, что у него и реактивный, и ракетный двигатели. И в курсе, как сделать колесо для скорости в 1600 км/ч. А может, вы гадаете, почему же они так долго с ним возятся?
Проблема номер один: никто не знает, в каких условиях поедет SSC. Конечно, есть компьютерное моделирование и т.п., но нагрузки на 402 км/ч выше звукового барьера невозможно испытать. Поэтому Bloodhound нужно многому научиться за рекордно короткое время. Вот отчего заезды снова перенесены. Этой осенью они не поедут на равнину Хакскин в ЮАР, и только в следующем октябре машина выйдет на свет Божий.
Марк Чепмен (слева). Он отвечает за то, чтобы Bloodhound поехал
Все дело в том, что мелкими модификациями тут не обойтись. В прошлом году пришлось изменить ракетный двигатель. Не детали, не топливо, а весь целиком. Когда существующую конструкцию попытались привести в соответствие с новыми параметрами, получилось слишком мощно. В результате нашли нового поставщика, Nammo, и теперь вместо одной большой ракеты будет кластер маленьких. Пока непонятно, сколько их нужно, – и четыре, и пять ракет развивают те же 12,7 тонны, что и предыдущий Falcon.
EJ200 обычно ставят на Eurofighter Typhoon
Новые ракеты – новые детали. Новый топливный насос теперь от крылатой ракеты, так что мотор Cosworth F1 для насоса уже не нужен вовсе. Новой ракете (проект поддержало Европейское космическое агентство) не нужно много мощности от ДВС (всего 500-600 сил), а значит, есть шанс уговорить на участие в проекте мейнстримовые марки.
Еще они нашли, где испытывать коле са на вращение с частотой больше 10 000 об/ мин (это будут самые быстрые колеса, какие только создавал человек). В апреле будет закончен кокпит. Наконец-то Энди Грин получит возможность посидеть за рулем.
Но что отличает англичан от соперников, так это профессионализм и финансы. Это резонансный инженерный проект, в него вкладываются крупные компании и правительство. Проект направлен на то, чтобы вдохновить, образовать и расширить кругозор будущих ученых и инженеров. Есть шанс, что американцы побьют рекорд в 1230 км/ч. Но 1600? Он будет принадлежать англичанам!
Invader, Австралия
“Англичане всегда все чертовски усложняют, – говорит Роско Макглашен. – Мне нравятся ребята из Bloodhound, но три мотора и три разных топлива? На хрена?” Роско – легенда Австралии и маститый рекордсмен. Он тоже нацелился на рекорд наземной скорости. Его Invader 5R гораздо проще. Это здоровенная ракета, сконструированная для NASA, только теперь она поставлена на колеса и будет пущена горизонтально, с Роско на борту. Тяга – 28 тонн, то есть 200 000 л.с. Но ракетами трудно управлять. “Вообще-то это назы-вается ракетой с регулируемой тягой, но весит Invader 9,2 тонны – какая тут регулировка! Это будет жуть, за шесть секунд я успею десять раз обделаться”. Шесть секунд – 900 км/ч. Гиперкары за это время разгоняются лишь до 160.
ТЕКСТ: ОЛИВЕР МЭРРИДЖ