Эко-марафон Shell

Меня зачем-то пристегивают 5-точечными ремнями к гоночному ковшу. Будто сейчас начнется адское рубилово в стиле ралли-кросса, не меньше! В руках – руль а-ля F1 со всей телеметрией и миллиардом кнопочек. Автомобиль оборудован системой пожаротушения, способной избавить от изжоги Эйяфьядлайёкудль. У него тормозные механизмы Brembo: диски, ясен красен – вентилируемые. Что касается автоспорта, то у этой тачки все по фэншую.

Один нюанс – я собираюсь сделать кружок за рулем так назы­ваемого “городского концепта”: автомо­биля одной из двух категорий европейского Shell Eco-marathon 2014 в Роттердаме. А значит, большую часть дистанции я проеду накатом (временами движок и вовсе будет заглушен), при этом средняя скорость не превысит 20 км/ч. И условный приз я получу не за лучшее время, а за меньший расход.

«Зеленое» мышление – в тренде, а демонстрация лояльности к природе – залог лояльности потребителя

Победитель первого подобного состязания в 1985 году проехал на одном литре бензина 680 километров. Представляете, как на него сегодня посмотрели бы на заправке в Химках: “Мне литр 92-го, до Питера хватит”. Спустя тридцать ежегодных экомарафонов этот расход кажется гигантским. Еще бы, ведь автомобиль победителей этого года все на том же литре топлива может проехать... 3315 километров. Как от Москвы до Новосибирска. И всего литр!

Правда, есть одно но: “автомобиль” тут – определение весьма условное. Особенно если речь о классе “прототипы”. Представьте, что водитель лежит на раскладушке с велосипедными колесами, моторчиком от бензопилы сзади и обтекаемым пластиковым колпаком во всю длину сверху. При этом все вышеописанное – еще супер-пупер-лакшери-кар! Во-первых, каплевидные самоходки участников – аккурат по ширине плеч драйверов. А во-вторых, в большинстве случаев эти бедолаги лежат на голой фанерке. Климат-контроля нет. Сколько тысяч верст вы отмотаете в таких условиях?

Конечно, бюджеты у команд бывают разные. У одних под пятой точкой – фанера, другим повезло в разы больше: на деревяшку постелили кусок фетра. Кажется, от такой суровости даже спартанец бы разрыдался. Но участники Shell Eco-marathon не ноют – студента дискомфортом не испугать. Кстати, возрастной ценз – одно из жестких правил экомарафона. К участию допускаются будущие инженеры строго от 16 до 25 лет.

Думаете, все это кого-нибудь останавливает? Фиг, как говорится, вам! От желающих нет отбоя, а в этом году количество участников и вовсе пришлось ограничить. На марафон 2014 года заявились почти две сотни команд, всего же собралось около трех тысяч студентов. Большая часть селится в палаточном городке в двух шагах от трека: спальный мешок, удобства на улице, общий душ и прочая селигерская романтика – даже это мало кого смущает. Еще бы: многие из участников все четыре дня марафона проводили вообще в паддоках, при случае подремывая на верстаке. Так что палаточный быт – это номера “люкс”.

Автомобили второй категории – “городские концепты” – тоже своего рода “люкс”. Рядом с сардельками “прототипов” они выглядят полноценными машинами – даже несмотря на то, что кузова некоторых из них сделаны из папье-маше. Они больше, посадка водителя отдаленно напоминает сидячую. Плюс в “городских концептах” частенько устанавливают кресло для пассажира. В списке опций у них имеются зеркала заднего вида, дворники, поворотники и фары, так что теоретически их можно выпускать на дороги общего пользования. Но аудиосистемы и разъема USB в этих машинах нет, так что вы никогда не встретите их по пути на работу.

Большую часть дистанции я проеду накатом, а средняя скорость при этом не превысит 20 км/ч

Хотя, возможно, станете свидетелем тренировочных покатушек команды нашего МАДИ. Второй год автодорожники принимают участие в экомарафоне, и в общем-то нельзя сказать, что безрезультатно. В прошлый раз их не выпустили на трек – машина не соответствовала жестким требованиям, а внести все изменения команда не успела. Но в этом году ребята получили призовые полторы тысячи евро. Правда, вне конкурса – за упорство и решительность. До последнего момента прототип команды, по традиции, не допускали до соревнований – чертовы правила! Однако под занавес мероприятия торпеда МАДИ таки выкатилась на трек. И, наверное, финишировала бы, но лихач из Нигерии превратил сразу два прототипа в недвижимость. В следующем году “мадишники” привезут в Голландию новую тачку – наш дух какой-то там аварией не сломить!

Почему Shell, зарабатывающая миллиарды на углеводородах, вкладывается в экомарафоны по всему миру? “Зеленая” обеспокоенность нынче в тренде, а демонстрация лояльности к природе – генератор лояльности потребительской. Да и пиар лишним еще никогда не был. И вообще, к черту мотивацию! Ведь ставить такого рода рекорды как минимум весело.

ТЕКСТ: НИКИТА ВАСИЛЕНОК