Джереми Кларксон об автоспорте

Всем известно, что в “Формуле-1” полный бардак. То “сам” заявляет всему миру, что никто не может позволить себе продукцию спонсоров, то команды передаются во внешнее управление... Обгонов меньше, чем на многоуровневой парковке. А за последнюю гонку стали начислять двойные очки – зачем тогда стараться весь сезон? Но бывает и хуже. Например, в ралли.

Недавно я был в гостях, где не было спутникового телевидения. То есть в субботу утром смотреть совершенно нечего. Повтор реалити-шоу со звездами в джунглях за 2008 год, блондинки, продающие всякое барахло на аукционах, и передача “Дом под молоток” – тягомотина, несмотря на интригующее название.

И вот унылым, серым и дождливым субботним утром пришлось смотреть ITV4, куда сливают все, что недостаточно интересно для ITV1, 2 и 3. Другими словами, родной канал Чемпионата мира по ралли.

Какая скука! Две минуты показывают, как маленький Volkswagen (совершенно не похожий на те VW, которые можно купить) мчит по лесу в Уэльсе, а затем пилот по имени то ли Даи, то ли Мико рассказывает на малопонятной интерпретации английского о проблемах, с которыми он столкнулся, пока мчал по лесу. А дальше все то же самое, только про маленький Citroen и проблемы его экипажа.

Когда-то этап WRC был самым популярным спортивным событием Великобритании. Организаторы хвастались, что смотреть ралли вживую собирается четверть миллиона человек. Разумеется, они не признавались, что считали и тех, кто видел раллийные автомобили по пути в строительный супермаркет.

Но теперь четверть миллиона точно не наберется. И вообще, судя по увиденному на ITV4, зрителей на трассе всего тридцать два, причем большинство больны на всю голову.

Один парень в футболке стоял у самого края дороги (именно там, куда угодит автомобиль, если его занесет) и энергично грозил кулаком проносившемуся мимо пилоту.

Интересно проследить его мыслительный процесс. Вот он проснулся и думает: “Я знаю, что буду делать сегодня! Надену одну футболку, хотя в ноябре в Уэльсе в одной футболке не ходят, и пойду в лес. Пройду несколько километров и там наору на совершенно незнакомого человека в Hyundai, когда он проедет мимо”. Стоит ли говорить, что чувак пришел один? Потому что а) не смог убедить друзей, что это отличный план на выходные, и б) друзей у него вообще нет.

Кажется, друзей не было ни у одного из зрителей. Все тридцать два стояли далеко друг от друга, каждый в своей луже. У многих были старые фотоаппараты “Зенит” с телевиками, которыми они делали отвратительные любительские снимки грохочущего мимо Hyundai.

Зачем? Кому они их покажут? Кто скажет им: “Эй, Джон, а покажи-ка мне те две тысячи дерьмовых фото Hyundai, которые ты сделал в прошлый выходной!” Да никто не скажет. Эти фото так и проваляются на жестком диске вперемешку со скачанными обложками журнала для нудистов.

Если получится снять аварию, то, возможно, все будет по-другому. Но шансов на это почти нет. У ITV4 был вертолет и камеры во всех слепых поворотах, но пока я смотрел, на трассе не попалось даже самого мелкого ухабчика.

Может быть, аварии запретили? Ведь, судя по сайту, ралли – безвредное для атмосферы мероприятие: интересно, как такое может быть? А еще для всех валлийцев, которые не говорят по-английски, информация он-лайн выложена на валлийском. При такой толерантности и экологической сознательности просто невозможно позволить раллистам летать под откос вверх тормашками.

Так зачем автомобильные компании вроде Citroen и Volkswagen тратят миллионы на раллийные программы, если знают, что ралли смотрят шестеро по ITV4 и еще тридцать два человека с сомнительными файлами на жестких дисках – вживую?

Hyundai считает, что у него есть ответ. Мол, бренд уже вовлечен в спорт благодаря спонсорству Кубка мира ФИФА-2014. Да, это умно: Кубок мира смотрит весь цивилизованный мир (Америку не берем). Но зачем нужно еще и ралли? Мне это напоминает ситуацию, когда тебе дали “Оскара” за роль ковбоя и бабника, а ты пошел сниматься в рекламе автомобилей. Нет, говорит Hyundai, ведь “автоспорт – идеальная среда для автопроизводителя”. Да ладно...

Но проблема остается. С тех пор как запретили короткобазные quattro и огнедышащие Peugeot, ралли потеряло всю свою прелесть. Продираться ночью сквозь лес, чтобы посмотреть, как мимо промчит финн на Polo (и не важно, какого размера у него антикрыло), будет только тот, у кого совсем жизни нет.

А пару Гран-при Ф-1 в этом году провели для 80 000 зрителей, замаскированных под пустые сиденья.

Еще бывает, на малоизвестных трассах катаются богатые мальчики на Lamborghini или старичье на классических рыдванах, или бог знает кто еще на MG... и это вообще никто не смотрит. Трибуны трассы Крофт в Йоркшире – газончик, где собираются друзья и члены семьи, как на спортивном детском празднике.

А вот в Америке стадионы на 250 000 зрителей, и трибуны неизменно полны... Потому что в Америке организаторы понимают, что автогонки должны быть зрелищными. Что они проводятся не для пилотов или отделов маркетинга компаний-производителей, а для зрителей. Ведь в конечном итоге за все платит именно зритель.

Нужно объяснить пилотам, что если они хотят, чтобы им платили за то, что они носятся по кольцевым трассам, нужны ловушки поуже и взрывы покрасивее. А еще пусть отрастят себе харизму: перестанут рассказывать о проблемах с тормозами или радиосвязью и отобьют девушку у штурмана. Нам нужны негодяи, по которым плачут таблоиды.

А автомобили? Какой-то там Red Bull или Williams?.. Разве интересно смотреть, как неизвестный нам пилот гоняет на каком-то Citroen по холмам Уэльса?

Чтобы возбудить массы, нужно стравливать лучшие автомобили. Bentley Continental против Nissan GT-R и BMW M6 Gran Coupe против обоих. И мы хотим знать наших пилотов: стоять за них горой или от души ненавидеть. Пусть Дарси Бассел на Lamborghini Aventador погоняется с Энтом и Деком на Aston Martin V8 Vantage – на кольце или в лесу, а еще лучше – и там, и там. Посмотреть такую гонку соберется полстраны. А если это по-прежнему будут Даи и Мико на Citroen – автоспорт обречен.