Джереми Кларксон о McLaren P1

Рядом с McLaren P1 все остальное – глубокое прошлое

Многим знакомы мощные машины, где на вторую переключаешься с пробуксовкой. Некоторым доводилось ощущать короткий букс при переходе на третью. Но новый McLaren P1 пошел дальше. Если дорога влажная, он будет буксовать вплоть до четвертой передачи.

Быстрыми машины были и прежде: Koenigsegg, Pagani, да и Ferrari F12 тоже совсем не плох. За ними идут легкие карманные снаряды вроде Ariel Atom и Caterham R500. Но мы никогда не видели ничего, подобного P1. Его скорость – это новый уровень.

Мой друг Ники Фолкнер, который ездил за Джеймса Ханта в “Гонке”, в свое время побеждал на реальных трассах. Катаясь на P1, он вышел из поворота Спа с лицом человека, впервые пересевшего из Spitfire в современный боевой перехватчик. Лицо было слегка обалдевшим. А глаза, когда он вставил их на место, излучали легкий страх.

Когда настала моя очередь, я зашел в боксы с влажными штанами и тут же обратился к команде механиков: “Не хочу показаться слабаком, но не могли бы вы отключить режим Race?”

Дело в том, что, нарезая круги, я должен был попытаться произнести свой текст. Но вместо законченных предложений то и дело выходило “Твою мать!” Допустим, я говорил: “Этот автомобиль оснащен 3,8-литровым V8 с двумя турбинами, который развивает… Твою ма-а-а-ать!” Или в Красной воде: “Остротой руль напоминает мне Ferrari 458. Он легкий, но все же… Твою ма-а-а-ать!”

Передние колеса прячутся в арки, когда P1 опускается на 50 мм, и выезжает антикрыло

В режиме Race автомобиль приседает на 50 мм, а заднее антикрыло раскрывается в плоскость, которая может обеспечить 600 кг прижимной силы. Так автомобиль заметно лучше цепляется за дорогу. Но только не в дождь. В дождь он становится нервным и непоседливым. Стоит лишь погладить педаль газа ногой, как мгновенная тяга электромотора срывает зад с траектории. На каждые 10 секунд езды четыре инфаркта и шесть адреналиновых ударов.

В дождь лучше поставить все в Sport. В этом режиме инфаркт случается лишь раз в полчаса.

Но, тем не менее, недавно я ездил на этом невероятном автомобиле по Брюгге, в электрорежиме. Он двигался тихо и послушно, а обзор изнутри был отличным. По нынешним экологически-толерантным меркам этот автомобиль получше G-Wiz. Главным образом потому, что когда отключается бензиновый мотор, у тебя остается еще 179 сил.

Итак, пока вкратце получается вот что: P1 способен напугать закаленного гонщика. Может запороть все дубли, которые ты пытаешься снять. Но в городе это Альберт Гор с дворниками.

Потому что P1 – гибрид. И работает он по тому же принципу, что и Toyota Prius. Однако, в отличие от Prius, в экорежиме здесь можно проехать больше метра. А точнее – одиннадцать километров, прежде чем понадобится генератор V8. А дальше в распоряжении будет – готовы? – 915 л.с.!

Следует забыть все, что вы знали о том, что происходит, когда выжимаешь акселератор

Ну и что, скажете вы. У Veyron SS на 285 сил больше. Верно. Только у Bugatti полный привод, и весит он, как собор Святого Павла. А P1 заднеприводный, а весь его вес – давление потока воздуха над кузовом.

Воздух – суть P1. McLaren говорит, что форма кузова продиктована не дизайном, а аэродинамикой, она должна проводить воздух так, чтобы, обтекая, он охлаждал тормоза, питал воздухозаборник на крыше и на скорости прижимал зад к дороге.
На скорости за 250 км/ч огромное крыло чуть-чуть опускается, чтобы высокая прижимная сила не сломала подвеску.

Если присмотреться, повсюду читается “найковская” галочка McLaren. В форме фар, воздухозаборников на капоте, на боках. Кто бы мог подумать, что она такая аэродинамичная, говорю я иронически.


1. Практичная динамика
Объем багажника на носу 120 литров – как у большого рюкзака. Но на выходные хватит
3. От сложного к простому
Системы сложны, но пользоваться ими просто. Графика P1 объясняет все пошагово
3. На зарядку!
P1 можно заряжать от сети. Получишь 11 км на электричестве со скоростью до 160 км/ч
4. Кнопки
Кнопка DRS слева убирает антикрыло. Красная кнопка IPAS справа дает супербуст
5. Вентури
Агрессивный задний диффузор работает вместе с плоским карбоновым днищем, чтобы создать снизу разрежение
6. Рельеф
Каждая щелочка и полость в P1 созданы для того, чтобы проводить воздух в определенном направлении. Этот автомобиль не прет напролом



Как бы то ни было, прокатавшись целый день по Брюгге, я включил оба мотора и нацелился на автостраду. И там раскрылась универсальность McLaren: быстрота и покорность. Поскольку у него такая же подвеска, как и у 12С, ход просто превосходен. Напоминает старые Citroen.

Вести автомобиль – одно удовольствие. Передачи включаются плавно. Руль невесом. Прикрываешь глаза и оказываешься в кресле-качалке.

В салоне электростеклоподъемники, климат и навигация, которая, в лучших традициях McLaren, не работает. Коврики, естественно, опция, но бесплатная. На скорости 130 км/ч большой мотор может реветь очень громко. Но можно выключить его на несколько минут и двигаться на одном электричестве.

Чем чаще тормозишь, тем больше блестят тормозные диски Akebono

Можно подумать, что ехать по дороге на машине из карбона, алюминия оборонной промышленности и инновационной керамики будет так же легко и приятно, как верхом на тигре. Но нет. Домчать из Лондона до Индии на P1 – как нечего делать.

Нужно лишь забыть все, что ты знал, о том, что происходит, когда прожимаешь акселератор. Ибо то, что происходит дальше, – уже из мира научной фантастики.

На съемках TopGear мы делаем такую штуку. Автомобиль оператора обходит справа и притормаживает. Я приотстаю, а потом до отказа выжимаю газ и пролетаю мимо камеры в вихре рева и скорости. Мы проделывали это с каждой машиной. Но с P1 такое невозможно: если отстать так, чтобы уйти из кадра, то мимо операторской машины проскакиваешь на скорости 350 км/ч. Это отлично смотрится на экране, но ты не успеешь затормозить, набрав темп. Случится авария, и тебя посадят.

Полный газ в P1 – это Рождество. Такое случается лишь раз в год. И совсем ненадолго. Разгоняясь, автомобиль насилует тебя. Бьет в лицо. И из-за него можно поссориться с теми, кого любишь. Но он – настоящий праздник.

А еще на полной скорости можно нажать кнопку DRS, которая опустит заднее крыло. Это уменьшит лобовое сопротивление и позволит разогнаться быстрее. Но зачем столько скорости в машине мощностью 915 сил, но тощей, как Уиллем Дефо?

Еще есть кнопка Boost. Нажми на нее и, как ни странно, потеряешь полтораста сил. Они словно откладываются про запас, но стоит нажать кнопку на руле, они одним махом возвращаются. Не знаю, когда бывает полезна эта функция. Разве что когда пассажир обделался от страха, можно усмехнуться: “Ха, думаешь это быстро? Смотри сюда!”

McLaren P1 – ТВАРЬ из мира научной фантастики, монстров и ужаса

Странно, правда? McLaren всегда был главным занудой во всей формульной тусовке. Никто не заглядывал в их серый трейлер посплетничать. И все же их автомобиль снабжен кнопками Boost и DRS чисто ради хохмы.

Я никогда не был фанатом дорожных McLaren. Я люто ненавидел F1 и не верил, что его моторный отсек выложен золотой фольгой потому, что это лучший жаростойкий материал. Любопытно, что они и P1 хотели обложить золотишком, но оно не прошло испытаний высокой температурой.

Потом был SLR, то есть Mercedes SL с дрянными тормозами и абсурдной ценой. А после – MP4-12C. Отличный автомобиль, но начисто лишенный харизмы. И с дурацким именем. Хотя P1 еще хуже. Я терпеть не могу, когда комментаторы говорят “пи-уан” вместо “поул-позиция”, и ненавижу McLaren за то, что он тоже так сокращает. Хотя его болиды не бывали на поул-позиции с тех пор, как закипела работа над P1.

Но все остальное в этой машине либо очень круто, либо космически круто. Мне нравится, как они сперли гибридную технологию из “Формулы” и использовали ее для повышения динамики. Мне нравится, как здесь все работает. Мне нравится заложенный сюда английский юмор, и мне нравится сам автомобиль с этим большим антикрылом. И звучит он солидно.

Скорость? Да, я, помнится, говорил, что F12 перешла границы разумного, но это дорожный автомобиль для торговцев коврами из Хаддерсфилда. P1 – событие позначительнее. Это витрина инженерных достижений. Дразнилка для тех, кто посчитал, что достиг границ возможного.

Бесспорно, Porsche 918 и “ВотЭтоФеррари” упоительно быстры. Но я сомневаюсь, что они лучше, чем “маклареновский” гигантский скачок для человечества. И сомневаюсь сильно.

McLaren P1; 3799 см3, V8 битурбо, 737 л.с., 720 Нм + 179 л.с., 260 Нм (электромотор) = 915 л.с. и 900 Нм, 7-ступ. SSG с двумя сцеплениями, задний привод, 0-100 км/ч за 2,8 с; 0-200 км/ч за 6,8 с; 0-300 км/ч за 16,5 с; 402 м за 9,8 с при 245 км/ч на финише, 8 л/100 км, 194 г CO2 на км, максималка – 350 км/ч (ограничена), 1395 кг; Цена: €1 000 000;

ФОТО: ДЖЕЙМС ЛИПМАН / ДЖАСТИН ЛЕЙТОН