Дроссельная заслонка.

Какую роль в автомобиле играет дроссельная заслонка, и почему она периодически нуждается в чистке?


Дроссельная заслонка

Всем известно, что для движения автомобилю необходимо топливо. Бензиновые пары, смешанные с воздухом заставляют двигатель реветь и набирать обороты. За приготовление этого горючего коктейля отвечает дроссельная заслонка.

Двигатель внутреннего сгорания обладает впускной системой топлива, которая делится на две части: топливная и воздушная. Топливная система отвечает за перемещение горючего вещества, его впрыск в камеру внутреннего сгорания и воспламенение. Дроссельная заслонка относится к воздушной части впускной системы. Вся система работает под давлением, которое изменяется в зависимости от объема поступающего в нее воздуха. Насыщенность горючей смеси и давление регулируется дроссельной заслонкой.

Изобретение дроссельной заслонки нельзя отделить от изобретения карбюратора. Если обратиться к истории автомобилестроения, то можно обнаружить несколько значительных фактов. Далеко не сразу в качестве горючего начали использовать бензин. Изначально в этих целях использовался светильный газ. Это давало возможность избежать применения отдельного прибора для смешивания топлива, поскольку газ уже содержал в своем составе молекулы кислорода, соответственно мог гореть в безвоздушном пространстве. И было бы все замечательно, но жадность двигала прогрессом во все времена. Светильный газ был крайне дорогим и дефицитным продуктом. Например, в России было всего два завода по его производству в конце XIX века.

В связи с этим ученые вынашивали идеи по замене существующего автомобильного топлива на более экономичное и дешевое. Наилучшим из вариантов стало использование в этих целях бензина, керосина и солярки.

Следующей задачей стало изобретение механизма, который позволил бы смешивать пары бензина и воздух в правильной пропорции. Именно тогда, в 1872 году, был изобретен первый карбюратор, но он был далек от совершенства. Претерпев ряд значительных изменений, он был запатентован инженерами Юлиусом Даймлером и Вильгельмом Майбахом. Одним из важнейших элементов этой системы стала дроссельная заслонка, которая решила проблему смеси топлива и воздуха.

Фактически, дроссельная заслонка является клапаном, который при открытии повышает давление в системе до атмосферного, а при закрытии снижает объем воздуха до состояния вакуума. Изначально привод заслонки был только механическим, но позднее инженеры разработали и автоматизированный вариант.

Дроссельная заслонка. Принцип работы.

Дроссельная заслонка с механическим приводом чаще всего применяется на бюджетных автомобилях. Практически весь модельный ряд ВАЗ, вплоть до 2003 года устанавливал механический привод. Конструкция предельно проста. Трубка, заслонка и два троса, один из которых подводится к педали газа, другой – к ручному контролю заслонки. В обоих случаях происходит один и тот же процесс – трос натягивается, открывается заслонка, поступает воздух и смесь обогащается – двигатель набирает обороты. Корпус заслонки включен в систему охлаждения двигателя.

На современных автомобилях, привод дроссельной заслонки бывает и электронным. Кроме отсутствия механической связи между педалью газа и заслонкой, его отличительной особенностью являются датчики контроля горючей смеси.

Датчики, которые используются в современных автомобилях:

- Датчик положения дроссельной заслонки

- Датчик положения педали газа

- Выключатель положения педалей сцепления и газа

Все эти элементы позволяют оптимизировать работу двигателя за счет того, что педаль газа и привод заслонки теперь независимы по отношению друг от друга. Вместо троса заслонкой управляет электромотор, который находится под контролем электроники. Датчики позволяют вычислить, какое положение заслонки необходимо применить в тот или иной момент. Такая система позволяет контролировать расход топлива и стабилизировать холостой ход двигателя.

Основная проблема, возникающая при эксплуатации автомобиля, оснащенного механической дроссельной заслонкой, в ее загрязнении. Диагностика проста – темные масляные пятна на стенках корпуса, воздушных клапанах и непосредственно на самой заслонке. Главная причина загрязнения – масляная пыль, которая проникает через трубу вентиляции (корпус заслонки включен в систему вентиляции).

Первые признаки загрязнения дроссельной заслонки:

- затруднения при запуске двигателя

- неустойчивый холостой ход

- рывки при движении на скорости ниже 20 км/ч

Для устранения неполадок необходимо демонтировать дроссельную заслонку, освободить ее от резиновых уплотнителей и обработать специальным аэрозолем. Также необходимо демонтировать и прочистить клапан холостого хода. Очень часто, чистку дроссельной заслонки осуществляют без демонтажа, нажимая на газ – тем самым открывая ее, при этом обрызгивая аэрозолем. Тем не менее, автопроизводители рекомендуют производить очистку, предварительно извлекая детали заслонки. Любой автосервис может выполнить процедуру чистки достаточно быстро и сравнительно дешево. Стоимость работы может варьироваться в зависимости от ее сложности и степени загрязнения системы.