Дакар-2015

Организаторы марафона – люди серьезные и влиятельные, но к гласу народа тоже прислушиваются. Они заранее пообещали, что “Дакар-2015” станет сложнее предыдущих латиноамериканских гонок. Забегая вперед, доложу: не обманули. Нет, длина дистанции почти не изменилась, из года в год она колеблется у отметки в девять тысяч верст. Половина километража – перегоны по обычным (а с переездом в Америку иногда и вовсе асфальтовым) дорогам с щадящим графиком движения. На “Дакаре” их называют “лиазонами”. Зато вторая – боевые прострелы по бездорожью, часто в прямом смысле слова “без” – когда дорог нет вообще. И даже GPS участники могут использовать в очень ограниченном режиме.

Но в этот раз организаторы расстарались особо. Вернули марафонский этап: два дня подряд спортсмены ездили по Боливии без поддержки своих механиков и обслуживающего персонала. К ним даже журналистов не подпустили! Помимо песчаной пустыни Атакама (самой сухой на планете) караван загнали в пустыню солевую. Знаменитые боливийские солончаки особо нелюбимы механиками: соляная пыль калечит технику, плотной коркой оседает на фильтрах и радиаторах, начинает глючить электроника. А еще были Анды, где гонщики мчали так высоко, что и альпинисты позавидуют…

Фактически более-менее легкими для участников были только первые дни, считая торжественный старт в Буэнос-Айресе. Это действо сильно смахивает на национальный праздник: кажется, что провожать марафон пришла вся Аргентина. Даже технички и пресс-кары здесь приветствуют взахлеб. Сперва стартовый подиум проходят “мотогоны” и квадроциклисты, потом – спортсмены на легковых машинах. У каждого – лишь мгновение славы, и только парням с первыми номерами дают задержаться подольше. Но главный восторг вызывают даже не звезды Петерансель или Аль-Аттия, а местные спортсмены. “А-арр-ген-тин-наа!!!” – с удовольствием подхватывают люди в сквере у “Розового дома” (президентской резиденции), где установлен стартовый подиум.

На следующий день участники немного размялись: на 663 километра нудной езды по лиазону пришлось всего 170 км спецучастка, тоже не ахти какого интересного – в основном прямики по полям с девяностоградусными поворотами. Настоящий ад начался днем позже – сразу пятьсот “боевых” километров, причем отменно убойных: сперва головоломный серпантин в горах, затем разбитые, как мотокроссовая трасса, дороги. Да еще феш-феш на протяжении 150 километров... Не знаете, что это? Так по африканской привычке рейдовики называют мельчайшую, словно сахарная пудра, пыль. Издали она выглядит твердой, а ступишь – провалишься минимум по щиколотку. Такая найдет любую щель: из воздухофильтров ее высыпают горстями. Застрянешь – и минут двадцать копания обеспечены.

Это своеобразная традиция “Дакара”: в Африке первые этапы тоже всегда были сложными. Так коварные организаторы норовят отсеять новичков и лузеров, чтобы не нянчиться с ними оставшуюся часть гонки. А тут им помогла еще и сама природа, включив жару за сорок. Иные мотоциклисты, не имеющие возможности взять с собой цистерну воды, теряли сознание прямо на ходу…

Парни в джипах от обезвоживания страдают меньше, у них свои проблемы. Например, сумасшедшая тряска. Или трудности с обгонами на узких дорожках. Фавориту последних четырех лет – немецкой команде X-Raid на прототипах Mini All4 Racing – в этом году сильнее обычного должны были осложнить жизнь конкуренты. Старые – из южноафриканской команды Imperial Toyota: они сильно доработали свои прототипы Hilux V8. И старые новые – заводская команда Peugeot Sport, когда-то рвавшая всех в Африке. Французы, правда, пошли своим путем, построив тройку заднеприводных багги 2008 DKR. А заодно переманили к себе от “икс-рейдовцев” одного из лучших пилотов в истории “Дакара” – Стефана Петеранселя, побеждавшего в ралли-марафоне на мотоцикле и автомобиле в общей сложности 11 раз. Да еще американец Робби Гордон со своим ярко-оранжевым багги, замаскированным под Hummer, в очередной раз грозился всех порвать.

Ах, да: с прошлого года еще немного изменились правила. Бензиновые автомобили разрешили на 60 килограммов облегчить и увеличить диаметр рестриктора на впуске – это ускорило бензиновые “Тойоты” по отношению к дизельным Mini.

И уже на втором этапе расклад сил стал более-менее понятен. В лидеры вышел катарец Наcсер Аль-Аттия на Mini, немного уступил ему южноафриканец Жинель де Вильер (Toyota), выигрывавший “Дакар” в 2009 году. Не ударили в грязь лицом и наши: Владимир Васильев с Константином Жильцовым на Mini команды G-Energy Team показали пятое время. А вот Peugeot оказались медленными. “У нас было слишком мало тестов”, – сокрушался опытнейший Карлос Сайнс… Ну и у автомобиля Гордона на первом же горном спуске начали перегреваться тормоза: это стоило ему двух потерянных часов. Впрочем, к таким злоключениям американца все давно привыкли.

Дальше были Анды. Свидетельствую: русла рек в предгорьях выглядят фантастически. То речная галька россыпью, то марсиански-красная почва. Красота! Если только не пытаться найти здесь дорогу. Жильцов в одном месте ошибся – и плюс сорок минут к результату… Аль-Аттия позволил себе роскошь немного отстать, показав пятое время. Зато он видел, куда поехали соперники.

Не пытайтесь повторить! выполнено профессиональными искателями приключений на свою...

По другую сторону гор уже Чили – чилийские пограничники “проштамповали” всех прямо на бивуаке. А дальше – вверх! Про этот отрезок путешественнику надо знать две вещи. Во-первых, там очень красиво, хотя красота эта суровая. А во-вторых, вас скорее всего будет тошнить. И очень сильно, как меня. Это горная болезнь: ведь в этот день участники забрались на 4800 метров! Еще вы встретите в Андах суровых таможенников с собаками. Думаете, они ищут травку, белый порошок или что-то поядренее? Нет, аргентинское мясо и фрукты. Чилийцы очень боятся занести в свои виноградники какую-нибудь заразу.

С горами и здоровенной “песочницей” в пустыне Атакама лучше других справились лидер гонки и еще один реактивный араб, саудовец Язид Аль-Раджи на “Тойоте”. А вот следующие два дня стали триумфом и падением российского экипажа G-Energy Team: Васильев с Жильцовым сначала выиграли этап, а на следующий день их Mini встал в пустыне со сломанной турбиной. “Дюны пришлось объезжать, в песке накопались на год вперед, но все контрольные точки собрали. Потеряли полтора часа”, – рассказывал штурман российского экипажа.

Как оказалось, после перевала через Анды трудностей стало только больше. На том самом марафонском двухдневном участке караван накрыло дождем со снегом и градом! И одно дело – быстро преодолеть перевал, даже высокий, а совсем другое – гонять по высокогорному плато. Об активном движении лучше забыть: сразу начинаешь задыхаться. Голова болит у всех, аппетит пропадает напрочь. Здесь горная болезнь достала даже железного Нассера. Он трижды останавливался прямо на спецучастке – лидера гонки тошнило. На лиазонах правила разрешают подышать кислородом из баллонов, но, говорят, помогает не всем.

После дня отдыха, когда команды занимаются восстановлением поврежденных машин и плановым ребилдингом техники, настрой людей меняется – это чувствуется во всем. Обслуживающий персонал марафона уже работает малость спустя рукава. Отрывы уже большие, и гонщики стараются не рисковать. Только шедший вторым Жинель де Вильер решил использовать последний шанс отыграть восемь минут отставания – и пошел ва-банк. Но срезка трассы оказалось неудачной: потеряв пятнадцать минут, южноафриканец успокоился.

На своем первом “Дакаре” супербагги Peugeot 2008 DKR показал себя далеко не в лучшем виде
Рулишь гоночным грузовиком – береги шины. А то механики насыпят кнопок на сиденье

На обратном пути к Буэнос-Айресу караван достала еще одна “сложность от организаторов” – не особо достоверная “легенда”. Дороги последних трех дней больше напоминали не “Дакар”, а этап WRC. Тут нужны холодная голова, особая точность пилотажа и умение “читать дорогу”. Многие здесь побили машины, в том числе Нани Рома, перевернувший свой Mini. Победитель “Дакара-2014” шел по трассе первым, когда на дороге его встретила не прописанная в легенде “яма-три”, что по меркам нормальных людей означает уже реальную траншею.

Следующей жертвой “Дакара” стал Язид Аль-Раджи. Ему оставалось спокойно доехать до финиша третьим, но саудовец продолжал мчать, как в последний раз. И тойотовский V8 не выдержал – прогорели клапаны… Еще одна Toyota выбыла из лидирующей пятерки днем позже, когда опытнейший француз Кристиан Лавьей застрял в канаве. Так Васильев с Жильцовым стали пятыми в общем зачете, а всего в лидирующей пятерке оказалось четыре Mini!

Торжественный финиш в выставочном зале “Технополис” получился не слишком впечатляющим. Говорят, раньше в центре города он был на порядок эффектнее. Хотя еще раньше, на берегу сенегальского Розового озера, “Дакар” и вовсе заканчивался на пляже... Так почему же все гоняют по Аргентине, Боливии и Чили, но упорно вспоминают Африку? В спортивном плане с переездом в Латинскую Америку гонка проще не стала: почти пять тысяч километров спецучастков по разбитым грунтовкам, пустыням, горным серпантинам и руслам рек. Но сейчас большинство гонщиков предпочитают селиться в хороших отелях (они есть на всем протяжении маршрута). Отсутствие горячей воды в душе на бивуаке – уже повод для недовольства (в Африке за счастье была хоть какая-нибудь вода). Никто не отказывает себе в нормальном питании. А если что сломается до полной неремонтопригодности – можно попробовать найти запчасть в близлежащем городе...

По чувству оторванности от цивилизации скучают многие: ведь рейд по Африке был сродни полету на Луну. Цивилизации нет, дорог почти нет. И знай следи, чтобы вещи и запчасти не растащили ушлые аборигены из какого-нибудь воинственного племени. Твоя жизнь в твоих руках, и ты не столько участвуешь в спортивном состязании, сколько борешься с силами стихии... Нет, конечно, Америка – тоже вызов. Но несколько другого масштаба.

ТЕКСТ: ВЛАДИМИР БЫЧКОВ