Амбициозные, но бестолковые: летающий джип

Все началось с буйного энтузиазма 50-х, контракта на исследование транспорт­ных решений для американской армии и абсолютного отсутствия здравого смысла. А в 1957 году получился Piasecki VZ-8 Airgeep – прототип летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой. Планировалось, что в обращении аппарат будет проще, чем вертолет, но сохранит все преимущества последнего для разведки и транспортировки.

Сначала штуковину назвали Model 59K Skycar. Технически идея была классной: пара стоящих тандемом трехлопастных туннельных винтов и экипаж из двух человек. Спаренные два четырехцилиндровых оппозитных мотора Lycoming O-360-A2A развивали 180 сил каждый и крутили вентиляторы посредством центральной коробки. Три колеса обеспечивали возможность маневрировать на земле. Конструкция была похожа на пару надувных бассейнов, но она летала и развивала максимальную скорость 137 км/ч, могла проделать 56 км и сохранять устойчивость даже на больших высотах (914 м). Рабочая высота была бы ниже, чтобы проходить под радарами. Потом в Piasecki поставили сиденья-катапульты, более легкие и экономичные моторы, вооружение и пять сидячих мест. Еще это чудо научили плавать, чтобы его можно было использовать на флоте (и, конечно, переименовали в Seageep). Не менее причудливые формы стали предлагать конкуренты: Curtiss-Wright VZ-7 и Chrysler VZ-6.

Испытания Airgeep II VZ-8P (с парой моторов Artouste) успешно завершились 15 февраля 1962 года. Прототипом управлял очень смелый пилот Томми Аткинс. Но не суждено было этому устройству летать. В армии решили, что летающий джип не приспособлен для современного ведения военных действий. Военные переключились на традиционные вертолеты с пилотами-профессионалами. А отважным, но неумелым пехотинцам так и не удалось подняться в небо.