Первый раз: Alpine Celebration
Энтони Виллену из Alpine предложили принять участие в конкурсе рисунков Top Gear. Правила просты: нарисовать автомобиль тремя линиями.
Задачка непростая, ведь мы беседуем в паддоке во время гудвудского Фестиваля скорости. За спиной тарахтит только что подкативший монстр-трак Chevrolet Silverado Би-Джея Болдуина, звезды миллиардов просмотров на YouTube, громогласный антитезис элегантному и миниатюрному концепту Alpine Celebration.

Найти себя в нашем ярком и насыщенном мире Alpine будет трудно. На Фестивале скорости марка хорошо знакома. Есть несколько машин, в том числе A442b, победитель Ле-Мана 1978 года. Проблема в том, что если ты не француз, не фанат и не целевая аудитория, “Alpine” для тебя – пустой звук. Спортивный суббренд Renault? Французский Lotus? Что-то слышал про дружбу с Caterham, и что же, и что же? Да кому это вообще интересно?
А поинтересоваться стоит. Пока карандаш Виллена танцует по странице блокнота, становится ясно, что Celebration (впервые представленный в прошлом месяце в Ле-Мане) – тщательно замаскированный серийный автомобиль. Он-то поможет Renault перезапустить марку Alpine года через полтора и обещает стать легким, компактным среднемоторным микросуперкаром – как Porsche Cayman или Alfa Romeo 4C.


Виллен работает в тесном сотрудничестве с Лоренсом Ван ден Акером. Он в ядре команды, которая переписала эстетику компании. К тому же у Renault огромный опыт в области автоспорта. Это хороший знак. К счастью, Celebration во плоти выглядит очень современно и передает дух А110 семидесятых, не прибегая к очевидному ретродизайну. И все же после двадцатилетнего пробела работы будет много.
“Alpine, наверное, лучше всего известна благодаря ралли, и только потом – Ле-Ману, – говорит Виллен. – У меня в голове четкий образ легкой, шустрой машины, дрифтующей на ралли Монте-Карло. Французы определенного возраста точно помнят Alpine. А вот поколению помоложе и иностранцам нужно напомнить о том, кто мы такие и что мы значим, – это совершенно ясно. Alpine помнят там, где ее хорошо знают”.

Верно. Отсутствие широкой известности не помешало Alpine сохранить культовый статус, тем более что у бренда очень правильные корни. Дилер Renault в Дьепе и основатель Alpine Жан Ределе участвовал на 4CV в гонках и ралли, одержал победу в своем классе на “Тысяче миль” в 1952 году. И тогда же чуть не совершил аналогичный подвиг в Ле-Мане. Сконструированный Микелотти 4CV Special Sport стал первым официальным Alpine, A106. “То многогранное удовольствие, которое получаешь от поездки по горной дороге, можно выразить одним словом – прилагательным [Аlpine]”, – говорил Ределе. Его машины были передовыми, прочными, не слишком мощными, но эффективными.
В первую очередь – А110. Хотя он появился в 1961 году, в 1973-м он еще составлял сильную конкуренцию в WRC, даже после того как появился преемник, А310. Тогда на помощь пришла Renault (вспомните, сколько автомобилей и компаний не пережили энергетический кризис 1973 года). Alpine участвовала в Ле-Мане еще одиннадцать раз, но победа 1978 года стала последней, во многом из-за увлечения Renault “Формулой-1”, но больше – из-за новомодной технологии под названием “турбонаддув”. Отделение дорожных машин, выпускавшее похожий на Esprit A610, разорилось в 1995-м, хотя завод в Дьепе еще работал и собирал RenaultSport.

Возрождение началось с шоу-кара А110-50 2012 года, конфетки, которую никто не собирался строить. Был еще Gran Turismo Vision GT с карбоновым шасси и 450-сильным V8 посередине – тоже реалистичный, как эскадрилья летучих поросят. Еще стоит вспомнить Signatech-Alpine A450b, который сейчас соревнуется в WEC и который участвовал в Ле-Мане (но увы, не финишировал). “Он продемонстрирует, на что мы способны, в странах, важных для нашей марки, – сказал исполнительный директор Alpine Бернар Олливье. – Эта программа поможет глобальному имиджу Alpine”.
Кто бы сомневался. Но главную ставку мсье Олливье делает на автомобиль на фото, он-то и должен принести пухлую прибыль. Кампания начинается уже сейчас. Помните Nissan Idx, сказочный токийский шоу-кар 2013 года? Он напомнил нам, каким крутым был Bluebird 510 семидесятых. Так и в Alpine, откопав забытого кумира из тьмы времен, умудрились укрепить имидж. От автомобиля веет теплом, он интригует неординарностью (кстати, IDx, который якобы одобрили в производство, выпускать не будут. Бу!). У Celebration вполне удобоваримая внешность, сильный фасад, ниспадающая к корме линия верха, большие колесные арки и мудреная крыша. Но давайте послушаем Виллена.
“А110-50 – чистый концепт. Создавая тот автомобиль, мы сконцентрировались на базисе, – говорит он. – Шаг за шагом мы работаем над тем, чтобы пустить машину новой марки в производство. Мы оставили ее компактной, чтобы сохранить хорошее отношение мощности к массе. Это автомобиль для жизни, но с небольшой сумасшедшинкой”.
Виллен признает, что А110 – самый легендарный Alpine, поэтому дополнительные фары на морде оставили, но сделали чуть меньше. Корма нового автомобиля не сужается так резко, как у оригинала, но заднее окно имеет знакомые пропорции (одной из странностей А110 было как раз заднее окно – на корму влепили лобовое стекло от другой машины). Белая вставка позади – намек на графику гоночных автомобилей шестидесятых и семидесятых (Виллен упоминает Shelby Cobra и Porsche 909), а полоска на массивной средней стойке говорит: “Сделано во Франции”. Но Celebration не высокомерный автомобиль.
Восхождение Alpine к вершине автомобильного совершенства:

Уверен, что нет. Он маленький, с мотором в правильном месте. Сразу хочется взять его и прокатиться по усыпанной листвой дорожке, на которой в LaFerrari или McLaren P1 сосет под ложечкой. Неизвестно пока, каким будет мотор, но... если, скажем, 250-сильным двухлитровым турбо от Megane RenaultSport, мы не против. Ни один истинный раллист не взял бы коробку с двумя сцеплениями, однако, судя по всему, никуда не денешься. Кроме того, если они удержат вес в пределах 1100 кг и смогут побороть программные глюки, от которых страдал Clio RS с подрулевым переключением, такая коробка подойдет автомобилю. Cовместное предприятие с Caterham распалось в 2013 году и оставило привкус разочарования. Хотя Виллен настаивает, что распространенная тенденция французов “ломать устои” всегда была присуща этой марке.
“Вызов – часть французской культуры. Мы рискуем, иногда слишком, и это не всегда срабатывает, – соглашается Виллен. – Теперь мы хотим добавить в характер постоянства. Мы хотим избежать взлетов и падений. Надоели эти качели, знаете ли...”
ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ / ФОТО: АЛЕКС ХАУИ