Евророддом Kia
Если точнее, то здесь, в крошечной словацкой Жилине, выпускают по полному циклу не только мегапопулярный кросс и “Сид” во всех его проявлениях. Желтые руки-роботы и 3800 человек заняты также сборкой мини-семейника Venga. Собирают, надо сказать, усердно – в три смены, то бишь почти сутки напролет (мы по-честному провели на заводе одну из них) и отправляют в Россию аж 21% машин.
В раскинувшийся на 223 гектарах и вылизанный до блеска завод корейцы вложили почти 1,5 миллиарда евроинвестиций, которые отбивают до последнего цента. Шутка ли – с 2007-го, первого полного рабочего года, объем выпуска в Жилине увеличился более чем в два раза и в 2013-м перевалил за 310 000 машин. И это при том, что одновременно здесь делают с полмиллиона движков, снабжая ими часть моделей сестринской компании!
За все это – ну, или за нехилую часть – спасибо упомянутым роботам производства... Hyundai. В некоторых цехах – к примеру, в “металлическом” – одушевленных почти нет. Такая же ситуация в “боди-шопе” (не в том, где дамские умы дурманит нереально натуральная косметика, а в том, где желтые махины создают кузова). Это, пожалуй, самый впечатляющий этап. По крайней мере, из тех, что мы лицезрели: в покрасочный и моторный цеха посторонним вход заказан. Электронно-механические ручищи, периодически взвизгивая, разбрасываются снопами искр и очень быстро варят будущие Kia. Отточенности их движений позавидует любой Чжан Цзикэ, однако контроль качества все же остается за людьми. Каждый готовый кузов беспардонно ощупывается со всех сторон.
Весь процесс сборки регламентируется двумя железобетонными правилами – безопасностью и чистотой. Про первое понятно и без объяснений, а что до чистоты – помните те завывания совести, когда прямо перед выходом из дома вы вспоминаете об оставленном на столе мобильнике и в уличной обуви топаете за ним по ковру? Вот примерно те же ощущения вызывает прогулка по заводу. Тут слишком чисто...
ТЕКСТ: МИХАИЛ НИКОЛАЕНКО