Пол Хоррел о разнообразии

Audi выпускает около пяти десятков различных моделей и обещает к 2020-му увеличить это число до шестидесяти. Гамма распухнет за счет внедорожных Q1 и Q8, купеобразной версии Q5, кроссовера размером с Q3, но дизайном а-ля TT, большого пятиместного электромобиля и кучи дополнительных “эсок” и “эрэсок”. Надо будет – в Ингольштадте еще чего-нибудь выдумают.

Mercedes-Benz расплодил такое количество тачек, что кончились буквы для их названия. BMW тоже ждет прибавления – например, в лице семиместного “Гран Турера”, который не понравился бы даже моей бабуле, доживи она до его премьеры.

Но, возможно, конец этой вакханалии уже близок. Недавно я спросил Яна Робертсона, главу глобального маркетинга BMW, что он думает по поводу этой безумной экспансии. “Шахматная доска забита”, – сказал он и подтвердил, что Mini сократит гамму с семи до пяти моделей. Станет ли мир хуже, если в нем не будет этого странноватого двухместного Coupe или Paceman? Вряд ли...

Коллеге Робертсона из Audi, Луке Де Мео, я говорю, что народ уже вконец запутался. “Согласен, – отвечает он. – Но ведь раньше вы, журналисты, спрашивали, почему мы не делаем больше разных кроссоверов?”

Станет ли мир хуже без Paceman? Вряд ли

Ах, ну да, во всем я виноват... Но и Де Мео признает – кризис перенасыщения близок. “У клиентов в голове не помещается столько машин, да и в шоу-руме тоже. Дилер может одновременно показать только пятнадцать автомобилей”. А если их на самом деле шестьдесят? Конечно, на помощь приходят чудесное оборудование для виртуальной реальности и новомодные симуляторы. Так что на крайняк можно притвориться, будто действительно видел автомобиль, прежде чем заплатить за него дикие тыщи.

До эпохи всеобщего интернета люди ходили к дилеру четыре-пять раз, прежде чем отдать деньги в кассу. Теперь они подбирают модели, комплектации и цвета он-лайн, а в шоу-рум приходят только однажды.

Но, черт возьми, чудовищное разнообразие выбора парализует в любом случае. Когда перед тобой стоит задача взять одну из сотен похожих друг на друга вещей, чувствуешь себя зайцем, мечущимся в свете фар. И от страха выбрать что-то не то вообще теряешь способность принимать решения. Громадье вариантов дает обманчивое ощущение власти – мол, я смогу подобрать себе абсолютно идеальную тачку. На самом деле это не так.

Вот пример для наглядности. Несколько лет назад я был уверен, что BMW 3-й серии в кузове “универсал” – мой идеал. Но сегодня я смотрю на “трешку-туринг” и думаю: “М-да, есть у немцев машинки и покрасивее”. Может, купе 2-й или 4-й серии? Симпатично, но слишком непрактично. А баварские седаны какие-то слишком взрослые и скучные. Компактвэн Active Tourer вообще другой коленкор – просто приукрашенный Renault Scenic, поэтому я не смогу на нем ездить. Тогда “четверка” Gran Coupe? Уже ближе… Но “копейки” и “двушки” все равно манят меня компактностью...

О'кей, то, что мне действительно нужно, – 2-я серия Gran Coupe. Но именно такой, представьте себе, нет! Однако стал бы я так капризничать несколько лет назад, когда BMW делала меньше машин? И вот ответ: счастье не в большем выборе, а в меньшем.