Колесные диски.

История появления и эволюции колесных дисков.

Диск – это центральная часть колеса. Он прикрывает ступицу (крутящий механизм в центре колеса) и соединяет её с ободом (внешней частью колеса).

Составляя единое целое с автомобильными шинами, диски обеспечивают безопасность движения в различных дорожных и погодных условиях. Они моментально реагируют, когда водителю нужно быстро затормозить или резко повернуть. Также диски обусловливают динамические свойства автомобиля. Например, легкосплавные диски облегчают вес машины, что способствует увеличению плавности хода – ведь нагрузка на кузов меньше. В какой-то степени влияет выбор дисков на расход топлива: автомобиль с большими и тяжелыми дисками тратит больше бензина.

Но не только безопасность и аэродинамические свойства характеризуют автомобильные диски. Разнообразных форм, размеров, стиля, цветовой гаммы, лакированные или хромированные, они могут значительно изменить внешний вид и даже характер самого заурядного автомобиля.

История автомобильных колесных дисков

История автомобильных дисков берет начало в далеком прошлом. Тысячи лет назад произошло одно из важнейших изобретений человечества – люди придумали колесо. Появились повозки и телеги, затем кареты, а позднее и первые автомобили.

В конце XIX века на колесах появились покрышки. Это время принято считать датой рождения автомобильных дисков

Вначале колеса представляли собой обычные деревянные круги. Но они были очень хрупкими, поэтому в ходе эволюции их сменили колеса со спицами, более легкие и прочные одновременно. В конце XIX века на колесах появились покрышки. Это время принято считать датой рождения автомобильных дисков. Делали их из металла и выглядели они практически как те, что мы можем увидеть сегодня.

Неприхотливые в обслуживании и износостойкие, металлические диски сразу стали популярными. Вначале их изготавливали из металлических листов методом штамповки. Через время появились литые диски, которые отливались из сплава алюминия с другими металлами. Литые диски легче и прочнее штампованных, они лучше удовлетворяют запросам современных автомобилей. Вскоре пришло время кованых дисков – очень прочных и одновременно гибких.

В 2012 году австралийские ученые представили результат десятилетних разработок – монолитный карбоновый диск. Он изготовлен из композитных материалов, весит в два раза меньше литого диска, а в прочности и жесткости не уступает кованым. Компания-производитель обещает, что карбоновые диски помогут экономичнее расходовать топливо, а также повысят эффективность аэродинамики автомобиля.

Устройство колесного диска

В автомобильном диске имеется несколько отверстий: небольшие на плоскости и одно в центре для крепежа и установки на ступице. Другие отверстия и окна различной формы создают уникальный внешний вид диска, а также служат для вентиляции тормозного механизма и влияют на вес колеса. Многие современные диски имеют большие окна, и перегородки между этими окнами играют роль лопастей – аналогично лопастям пропеллера. Таким образом, к тормозному механизму идет сильный поток воздуха. Правда, эти диски нельзя менять местами: на правом и левом колесах «лопасти» имеют разное направление. Часто диски делают немного выпуклыми. Это позволяет лучше скомпоновать колесо в целом и повышает его поперечную жесткость (уменьшает вероятность деформации).

Параметры, которые необходимо учитывать при выборе дисков

Автомобильные диски различаются по ширине, диаметру, весу, количеству крепежных отверстий. Так, владелец гоночного авто установит, вероятнее всего, легкие модели дисков, которые обеспечат хороший контакт колес с дорожным покрытием. Хозяева внедорожников, напротив, предпочтут прочные, тяжелые диски – в соответствии с весом своей машины.

Самое главное, что нужно учитывать при выборе дисков – их соответствие модели автомобиля. Удобнее всего прочитать рекомендации в сервисной книге или на наклейках на стойках внутри салона. Нежелательно выходить за пределы указанных величин. Если установить диски слишком большого размера, колесо на поворотах будет задевать подкрылки.

Что касается типа дисков, то здесь выбор зависит полностью от автовладельца, а точнее, от суммы, которую он готов на диски потратить. Штампованные стоят недорого, но имеют средний запас прочности и довольно-таки быстро теряют первоначальный вид. Легкие литые диски обойдутся дороже, зато они улучшают показатели динамики автомобиля. Правда, такие диски довольно хрупкие, поскольку литье обеспечивает металлу зернистую структуру. В процессе эксплуатации на литых дисках образуются микротрещины. Диск теряет прочность и при сильном ударе может расколоться. Ремонт и выправка литого диска не вернут ему первоначальных качеств: восстановление внешнего вида не избавит от внутренних скрытых трещин. Кованые диски – самые дорогие. Их изготавливают методом горячей объемной штамповки из сплавов на основе алюминия с добавлением магния, кремния, меди и марганца, а затем подвергают равномерной закалке в течение нескольких часов. Таким образом, диски приобретают волокнистую структуру, благодаря которой они становятся прочными и упругими. В отличие от литых, при высоких нагрузках кованые диски не разрушаются, а только слегка деформируются. Расколоть такой диск практически невозможно. Кованые диски чаще всего устанавливают на спортивные автомобили – их дизайн, вес и отличные показатели прочности и износостойкости полностью отвечают высоким требованиям гоночных машин.

Автомобильные диски могут быть с покрытием или без. На штампованные диски наносится вороненое покрытие, аналогично оружию. Реже встречается дорогое гальваническое покрытие – это так называемые хромированные диски. Большинство дисков покрывают обычным лаком, сразу поверх краски. Также существует специальное лаковое покрытие, защищающее от коррозии. Очень редко можно увидеть диски, покрытые эмалью, обычно белого цвета. Такое покрытие применяют на эксклюзивных автомобилях класса «люкс». Сегодня можно увидеть даже неоновые и люминесцентные автомобильные диски – такое покрытие делают в специализированных мастерских или самостоятельно при помощи люминофора ТАТ 33, который добавляют в прозрачный автомобильный лак.

Ну и конечно, многие автолюбители не представляют себе настоящий тюнинг без красивых и модных аксессуаров для колесных дисков, которые представят машину в выгодном свете и позволят ей выделиться на дороге.

А в 2006 году в Европе и России появилось в продаже уникальное устройство Tire Tagz, разработанное в Тайване. Это программируемая эксклюзивная подсветка колес с USB-интерфейсом, которая работает благодаря эффекту «инерции зрительного восприятия». Небольшой пластиковый гаджет надежно закрепляется в центре автомобильного диска, снять его можно только специальным ключом. При движении автомобиля прохожие наблюдают на поверхности диска различные светящиеся изображения или надписи – по желанию владельца. Увидев Tire Tagz в работе, ведущий известного британского автомобильного шоу «Top Gear» назвал это «колдовством».

 

В нашем магазине Вы можете  подобрать к своему автомобилю и преобрести около 5000 видов дисков: http://www.auto-camera.ru/diski.php